Если вы заглянете крокодилу в пасть (хотя лучше этого не делать!), то языка вы не увидите. Но, по авторитетному мнению специалистов, он есть, просто прирос к нижней челюсти, образовав небную складку, которая закрывает глотку. Рептилия может свободно плавать с открытой пастью под водой и в любой момент готова грозно клацнуть зубами...
Именно в такой «игривой позе» нас встретило большинство зеленых обитателей крокодиловой фермы в Коломне: расслабленно и открыв рот. Это их любимое времяпрепровождение: так у крокодилов происходит терморегуляция — если надо быстро охладиться или согреться. Еще одна причина — гигиена. В дикой природе им между зубов набиваются пиявки и прочие речные организмы, которые отваливаются на солнцепеке.
* * *
Действительно, ферма в Коломне поражает. Если бы не снег за окном и не реальный мороз, можно было бы подумать, что перенесся в Таиланд, где жаркое солнце круглый год.
Клетки буквально кишат небольшими рептилиями. Пытаюсь сосчитать: один, два, десять, двадцать три... Сбился! Кажется, что все они абсолютно одинаковые, отличаются только по размеру.
Но это не так. Здесь три «породы»: нильские, сиамские и кайманы. В Ниле, оказывается, до сих пор водятся крокодилы. Вот почему тем, кто планирует свой отдых в Египте, следует быть осторожней! Как нам сообщил партнер Балаева, Олег Хавронич, опасен не тот крокодил, которого вы видите, а тот, который не виден. Значит, он в засаде и готовится к нападению. Маскируются они в растительности на берегу, могут не двигаться часами. Если голодный или посчитает, что вы ему угрожаете, то...
Прямо за дверью бывшего колхозного коровника совхоза «Сергиевский» в бассейне лежит нильский крокодил по имени Валерий, примерно 3,5 метра длиной. Он не помещается во весь свой прекрасный рост, хвост сдвинул сильно влево. Обращают на себя внимание небольшие по размерам бассейны, в которых плещутся эти животные.
По словам нашего гида, размер бассейна не имеет особого значения, крокодилу важно не пространство, а тепло и корм. Чем теплее, тем больше они едят. Едят много и охотно, а если жарко, то вообще без остановки. У фермера Балаева питаются только курятиной, ее покупают тоннами, одной тонны хватает примерно на месяц.
Оптимальная температура окружающего воздуха для крокодилов — 25 градусов. Если меньше 10 градусов, животные перестают быть активными, короткое охлаждение выдержать еще могут.
При оптимальной температуре выводятся, как правило, крокодилихи, а при повышенной или пониженной — крокодилы.
Сергей Балаев признается, что без Олега Хавронича у него с крокодилами ничего бы не получилось. И Олег, и все его друзья буквально «повернуты» на крокодиловой теме. Как некоторые самоучки с детства начинают разбирать и собирать автомобили, а потом становятся признанными мастерами, так и Олег с ранних лет увлекается этими экзотическими животными.
Сами крокодилы сюда «приехали» нынешним летом, а ферму с системой подогрева и прочими премудростями закладывали с начала года коллеги Хавронича, прибывшие в Коломну… с Кубы! В подмосковном городе они жили несколько месяцев. Основываясь на своем опыте разведения крокодилов на Острове свободы, сделали проект и планировку, помогали «первопроходцам» ценными советами.
От обслуживающего персонала узнаем, что крокодилы — полуводные существа, хотя их предки, как предполагают ученые, были чисто земноводными и обитали на суше. Вот это, наверное, была настоящая жуть — повстречать такое животное и не успеть унести от него ноги.
Поскольку крокодилы не амфибии, то они, подобно китам, набирают воздух, ныряют, сердце начинает биться очень редко, и под водой способны находиться до двух часов.
Гиды поясняют, что в этом помещении их питомцы (около 50 «голов») временно. В апреле «постояльцев» переведут в другие резервуары площадью 2000 кв. метров. Уже заказаны десяти- и восьмиметровые бассейны, на ферме появятся и инкубаторы для кладки яиц.
Это отдельная и интересная тема. Если для обитания крокодилу места нужно не очень много, они не очень прихотливы, то для размножения необходима достаточно большая территория. Гнездовье для кладки яиц у самки должно быть в среднем диаметром... около десяти метров.
Сами яйца представляют собой не скорлупу, а скорее кожу. При этом за один раз крокодилиха откладывает до 80 яиц! То есть одна благополучная мама может пополнить стадо сразу на 80 ртов! От брачного периода и до появления потомства проходит примерно 6 месяцев. Фермер уже заказал большие бассейны «под свидания».
* * *
Считается, что крокодилы — самые древние в мире существа, которые пережили не только мамонтов, великий потоп и динозавров, но и всех прочих ящеров. Олег Хавронич рассказывает, что современные особи заметно трансформировались за миллионы лет и из чисто земноводных превратились в водоплавающих. И теперь живут в среднем по 100–120 лет.
О далеком прошлом (о миллионах лет до нашей эры) Олег и Сергей предпочитают не спорить. Сергей Балаев по образованию богослов и придерживается классической теории о сотворении мира, изложенной в Библии. Где возраст нашей планеты оценивается в 6–8 тысяч лет. Олег стоит на научных основах.
Но это единственное расхождение между фермерами, во всем остальном они единая команда.
Глаз со своих подопечных не спускают, за состоянием «поголовья» следит ветслужба.
Где и по какой цене набрали столько крокодилов? Совсем маленькие, только вылупившиеся из яйца, стоят около 20 тысяч рублей. Сколько стоят большие — фермеры не знают. Этого, скорее всего, не знает никто, ведь больших вряд ли кто станет покупать. Какой смысл? Наоборот, от них стараются как можно быстрее избавиться!
«Много москвичей в ванне держат крокодилов, — рассказывает Балаев. — Пока маленькие, с ними играются, это забава, экзотика. А чуть подрос — звонят: заберите! Просят об одном, чтобы с их крокодилами было все в порядке, чтобы их не убивали. Даем полную гарантию: те, что у нас в вольерах и в бассейнах — маточное стадо, только на разведение! Кого-то брали в зоопарках, — продолжает Сергей. — Бесплатно, там рады сами поскорей от них избавиться. Готовилось какое-то шоу, рассчитывали на специалиста, что-то не срослось — и крокодила уже десятой дорогой обходят: заберите!».
Он показывает маленького каймана по имени Иннокентий, крокодилы этого вида растут медленно и к Каймановым островам отношения никакого не имеют, водятся в Гватемале, Перу, Боливии. Ему 20 лет, а длина всего 1,5 метра. Иннокентий — единственный, кто иногда выходит на прогулки под присмотром Олега Хавронича.
На людей не кидается, к ним привык и не рассматривает человека как объект охоты. «То есть он совсем неопасен? — спрашиваем мы. — А если голодный?» — «Он не воспринимает человека как пищевой объект, — отвечает Олег. — Схватить может только по ошибке».
А вот Валерию (который в гордом одиночестве лежит в большом бассейне, поджав чешуйчатый хвост) — 12 лет, он больше трех метров.
Спрашиваем, как часто питаются крокодилы. В природе, где свои законы и где выживает сильнейший, могут питаться два раза в год, Это даже покруче, чем верблюд в пустыне. Сколько сможет проглотить за один раз, то и переваривает, 80% драгоценного времени тратит на переваривание еды.
Но если начинает есть еще реже (хотя уж куда реже?), перестает расти, входит в анабиоз.
Наверное, при всей крокодиловой хитрости и коварстве такие случаи крайне редки. У Балаева они питаются через день или каждый день. Режим более чем благоприятный, если учесть, что где-нибудь в джунглях рептилиям приходится совсем туго. Пятница-суббота-воскресенье — заезд туристов, которые кормят крокодилов с удочек и с удовольствием.
Еще есть огромный гавиаловый крокодил. Он в отдельно закрытой комнате и в отдельном большом бассейне. Входит в число 500 самых крупных в мире. В ту комнату посторонних не пускают. Его, как и некоторых других, фермерам «сдали» в одном из зоопарков и были совершенно счастливы от того, что лишились столь опасного зверя.
Олег Хавронич, который грузил и вывозил этого гиганта, рассказывает, что их среда обитания — острова Ява, Калимантан. И что по большому счету боялись его напрасно. Гавиаловые крокодилы хоть и являются самыми крупными, но охотятся, как правило, на мелких животных. Тот же добряк Валера (нильский) куда опаснее, промышляет кабанов, зебр, антилоп, лосей. Само собой, не брезгует и человечинкой, не проходит, так сказать, мимо. (Мы как по команде отпрыгнули от бассейна с сидящим в нем Валерой.)
* * *
Если одна женская особь способна пополнить крокодилье племя сразу на 50–80 собратьев, то что фермеры намерены делать в дальнейшем? Организовывать питомник? Но вряд ли найдется много желающих обзавестись крокодилом.
В длительной перспективе фермеры планируют обеспечить российских дам сумочками из крокодиловой кожи.
А почему нет? Когда у них организовывалась улиточная ферма, тоже не особенно верилось, что «процесс пойдет», очень уж все необычно для матушки-России. А процесс пошел! Иностранцы приезжают отведать российских улиток, французы из Бургундии говорят, что наша «улитка по-бургундски» лучше!
Так почему бы не делать качественные изделия из крокодиловой кожи, не хуже итальянских?! Цена в любом случае будет в два раза дешевле.
Но с сумками гораздо сложнее. Специалистов по обработке крокодиловой кожи в России нет. Есть они в той же Италии — законодательнице мод. Но заготовки нужно туда отправлять неофициально, контрабандой. Там их выделают, после чего так же «потайными тропами» везти в Коломну...
Поневоле задумаешься: а нужно ли осваивать это ремесло? Ведь специалистов по шитью сумок из крокодиловой кожи у нас тоже нет...
Крокодиловое мясо в мире тоже востребовано. Оно диетическое, в нем мало холестерина, по вкусу нечто среднее между курицей и креветками. Мясо крокодила обогатило бы рацион россиян. Но и здесь все непросто. Олег, который о крокодилах знает все, говорит, что подача такого мяса — это целый церемониал, все очень важно. Как будет выглядеть тарелка, какие соусы, как будет подаваться... Теоретически в Коломне все изучили, но подавать, увы, нечего.
На нынешнем этапе все сконцентрировано на агротуризме.
О нем в последние годы мы говорим часто, принимаем разные программы и даже устанавливаем для первопроходцев какие-то льготы, стипендии. А заметного распространения он не получает.
Отсюда вопрос: что более выгодно российскому фермеру? Заниматься традиционным выращиванием, допустим, картошки или вот так рисковать и «ставить» на экологический туризм?
Вопрос, отвечает Сергей после некоторой паузы, непростой.
— Лет 15 назад у меня было 300 коров, — вспоминает фермер, — и я влачил совершенно жалкое существование. Как сейчас помню, молоко у меня покупали переработчики по 9 рублей за литр. Копейки, но и они приходили спустя месяц. А то и не приходили вовсе. С тех пор коров не держу, хотя площади позволяют. А бычки у меня скоро будут. Почему? Давай посчитаем, во что это будет обходиться, выгодно ли ими заниматься? Если идти по проторенной дорожке — откармливать бычков и продавать на забой, то в итоге окажется, что невыгодно, лучше и вовсе не связываться. А для меня смысл есть, будет выгода. Как так?
Огромное количество людей с детьми будут смотреть моих бычков. Фермер даст им возможность поить слабеньких телят молоком из бутылок. Интересно детям? Интересно! Дети будут визжать от восторга? Будут!
Экономически это молоко, которое будет закупаться у соседнего фермера, считать даже необязательно, его будут покупать туристы и выпаивать телят. В итоге бычки будут выгодны. «Я поставлю не одного и не двух, а несколько десятков! Чтобы не поили одних и тех же телят, мы их пронумеруем, и бутылочки тоже будут соответствовать этим номерам. Когда бычки подрастут, продадим».
Балаев хотел это дело «замутить» еще летом, но не успел. После визита к нему гостей из Нормандии у фермера родилась идея выращивать еще лягушек — французский деликатес. Но пока не знает, с чего начать, в России этим никто не занимается.
Впрочем, и с улитками, и с крокодилами когда-то (не очень давно, кстати!) было то же самое. А процесс — пошел!