Ферма выходного дня

Успеть за 24 часа: подоить корову, сплести лапти и сварить сыр

В сельском хозяйстве Подмосковья наметился новый тренд — по всей области открываются экофермы. Как правило, это небольшие агротуристические хозяйства, которые предлагают уставшим горожанам отдых на природе плюс нехитрые сельские развлечения. Для патриотов — катание на тройках с бубенцами, для продвинутой молодежи — гонки на квадроциклах. Гости также могут научиться чему-то полезному, например доить корову или варить сыр. А вечером — баня, застолье из экологически чистых продуктов. Коренные сельские жители относятся к экофермерам со скепсисом и прочат им скорое разорение. Но последние уверены, что работать на земле по старинке в наши дни невозможно. «МК» решил разобраться, кто из них прав.

Успеть за 24 часа: подоить корову, сплести лапти и сварить сыр
Фото: rsmu.ru

Ферма в наследство

Три коровы, лошадь, ослик, три козы и овцы, на искусственном пруду плавают утки, гуси, есть даже пара лебедей — гордость хозяев. Но вся эта живность присутствует на ферме скорее как декорация. Прибыль приносят не высокие надои или привесы, а туристы — к их услугам баня, кафе и мини-отель.

Ирина и Олег Николаевы открыли экоферму меньше года назад, поэтому, как все вновь обращенные, рассказывают про свое хозяйство эмоционально, с энтузиазмом. Хотя еще несколько лет назад Олег понятия не имел, как доить корову или управлять трактором. Он инженер по образованию, жил и работал в Москве. Там и с Ирой познакомился.

«Я только что развелся с первой женой. Оставил бывшей семье квартиру, а сам стал снимать жилье, Ира тоже арендовала. Решили жить вместе, а потом и вовсе переехали к ее родителям в Подмосковье. Еще примерно год ездили туда-сюда. Возвращались домой уже ночью. Успевали только поесть и сразу ложились спать, на следующий день все повторялось. Дорога, пробки, ужин, сон. А потом Ирка заявила: «Я так больше не могу. Жизнь проходит, а мы ее не видим». Вот тут тесть и предложил нам взять на себя управление фермой», — вспоминает Олег.

Отец Ирины к тому времени уже несколько лет серьезно болел, управлять хозяйством не мог. Сначала Ирина и Олег продолжали дело отца (он выращивал бычков и сдавал на мясо), но, когда Максима Федоровича не стало, молодые решили круто изменить профиль хозяйства.

Заниматься традиционным сельским хозяйством в Московской области невыгодно, считает Олег, затраты на производство килограмма говядины выше отпускной цены. Корма очень дорогие, услуги ветеринара тоже стоят недешево. Бензин, электричество, налоги, аренда сельхозтехники — за все надо платить, причем вперед. Хотя не факт, что деньги за реализованную продукцию получишь в срок и полностью. Централизованной заготконторы в области нет, и торговые сети с мелким оптом дело иметь не хотят. Получается, трудится фермер от зари до зари, а зарплата в лучшем случае 60–80 рублей в месяц.

«Я бы в Москве за такие деньги мог целый день в потолок плевать, но не хочу больше по три-четыре часа в пробках стоять», — признается Олег.

По словам фермера, он привык жить в деревне, труд на природе, да еще в контакте с животными — лучшее лекарство от любой хандры. На этом и решили сделать акцент Ирина и Олег, когда думали над новой концепцией своей фермы. Они сделали сайт, где разместили несколько статей о возможностях «пет-терапии». Этот метод психотерапии позволяет с помощью домашних животных лечить от стресса детей и взрослых.

«Экоферма — это особый вид отдыха. К нам приезжают в выходные дни очень усталые люди, — рассказывает Ирина. — Тут они расслабляются, приходят в себя».

Способы терапии самые простые. Хочешь — загорай на травке около пруда, а хочешь — бери скребок, метлу — и вперед на конюшню. Еще можно пройти мастер-класс по дойке козы. А малышам очень нравится кормить цыплят, играть с кошками и тремя добродушными дворнягами. Супруги утверждают, что на трудоголиков работа на ферме действует исцеляюще. Многие приезжают «мертвые» в пятницу, а за выходные оживают.

Поэтому сначала они сдавали комнаты на втором этаже своего дома, а потом решили переоборудовать старый сарай, где отец Ирины хранил технику, под мини-отель. Там пока всего шесть номеров, зато со всем удобствами, есть еще баня и экокафе. Вообще приставку «эко» хозяева цепляют ко всему. Это их главный бренд. Даже водка у них не какая-нибудь, а экологически чистая, чай — непременно лечебный, настоянный на травах, а вода родниковая. Стоят экопродукты дороже обычных, магазинных. Например, яичница из трех яиц — 150 рублей! За эти деньги в Москве можно купить целых два десятка.

«Да что вы сравниваете, — возмущается Олег. — Разве в Москве вы знаете, что покупаете?! Сколько было случаев, что люди после глазуньи оказывались в больнице с сальмонеллезом. А наши яйца можно сырыми пить, ничего не будет».

Фото: strauslend.ru

Действительно, гости Николаевых сами идут в птичник и выбирают тех несушек, которые им нравятся. И дети рады — некоторые впервые живую курицу видят, и мамы спокойны — уверены в качестве продуктов. При желании туристы могут проследить весь процесс приготовления пищи на ферме и даже принять в нем участие. Например, лепить пельмени или вареники всегда лучше большой компанией, особенно под аккомпанемент задорных частушек. Ирина недавно увлеклась русским фольклором и старается передать свою любовь постояльцам. У Николаевых даже кафе оформлено в стиле старинного трактира.

Вообще супруги очень увлеченные люди и с упоением рассказывают о преимуществах своего бизнеса перед традиционной сельской фермой.

«Я верю, что через несколько лет мы наберем обороты, — повторяет как заклинание Олег. — Весной и летом у нас не было свободных мест. Даже приходилось отказывать желающим. Многие теперь предпочитают отмечать семейные торжества на природе, за городом, но не у всех же есть дача. Я уж не говорю, что далеко не у всех на даче можно собрать большую компанию. Например, у нас даже свадьбу хотели отметить в традиционном сельском стиле — с тройками, ряжеными. Но пока наше кафе для таких торжеств маловато. Поэтому будем дальше расширяться».

Сырная история

На самом деле трудностей везде хватает, и у Николаевых тоже. Безусловно, выглядит их хозяйство симпатично: животные — чистые, ухоженные, на территории много цветов. Все на западный манер, игрушечный скотный двор, птичник, огород отделяет плетень — на нем сохнут глиняные горшки из-под молока. Сельская идиллия, да и только! Но вот с рентабельностью пока не очень.

Олег, нервно прикуривая, признался, что хотя лето они отработали в плюсе, но с наступлением осени жизнь на их ферме замерла. Поток отдыхающих иссяк, теперь гости появятся только с первым снегом. На Новый год и Рождество будет опять аншлаг, потом снова затишье. Его бизнес носит цикличный сезонный характер, а по счетам и проценты за кредит приходится платить круглый год. Невольно задумаешься, стоит ли овчинка выделки…

«Мы с мужем тоже хотели сначала взять в аренду несколько гектаров земли и построить экоферму в расчете на прием гостей. Но, на наше счастье, попался нам добрый человек и посоветовал не ввязываться в это дело, потому что прибыли большой не будет — деньги в сельском хозяйстве отбиваются годами», — рассказывает Ольга Редько.

Оля инвалид с детства. Жизнь в мегаполисе для нее мука, а на свежем воздухе ее болезнь как будто отступает. Женщина чувствует себя большую часть года почти здоровой, вот только для энергичной москвички оказаться в подмосковной глуши — настоящая тоска.

«Мы специально купили участок на границе с Калужской областью, чтобы урбанизация нас здесь не достала. Но у мужа бизнес в Москве, он приезжает ко мне только на выходные. Целыми днями я одна, с ума можно сойти, если не заниматься делом. Спасение пришло из Интернета, там сейчас огромное количество разнообразных групп по интересам тусуется. Незаметно я увлеклась изготовлением сыров. После введения продуктовых санкций эта тема вообще стала очень актуальной. Муж мое хобби одобрил и помог оборудовать мини-сыроварню. В принципе многие мягкие сыры можно легко приготовить в домашних условиях», — делится Ольга.

По ее словам, она большую часть жизни отдала музыке, в юности даже мечтала победить на конкурсе Чайковского. Но из-за болезни карьера пианистки не задалась, пришлось довольствоваться скромным поприщем преподавателя музыки. И только когда Ольга увлеклась сыроварением, она почувствовала былой азарт и вкус к жизни.

«Я как будто очнулась от какого-то морока, — говорит она. — Думаю, на что я тратила свою жизнь! Старалась вбить в головы нерадивых учеников нотную азбуку. А приготовить сыр — это как написать музыкальную пьесу. Творчество, труд, терпение — если все есть, то может получиться шедевр, но никогда не знаешь наверняка, получится или нет».

Сначала Ольга варила сыры для себя и своих друзей, соседей. Потом слава о ее мастерстве разнеслась по всей округе — стали поступать заказы от незнакомых людей. И вот однажды муж Ольги, наблюдая, как она ловко управляется на своей сыроварне, предложил ей устраивать еще и мастер-классы для всех желающих. Так появился их семейный проект «Сырный дом».

Сейчас у Ольги есть отдельный дом-кухня. Там она и сыр варит, и мастер-классы проводит. Почти каждое воскресенье к ней приезжает кто-нибудь на обучение — иногда набирается группа, порой всего лишь один-два человека. Но Оля всем рада. «Все равно варю сыр на заказ, так что обучение провожу без отрыва от производства», — говорит она. Кстати, стоит такой мастер-класс всего полторы тысячи рублей. В стоимость входит еще и дегустация сыров. Кроме того, многие стараются увезти домашние деликатесы с собой.

«Может, у меня нет предпринимательской жилки, но я не хочу расширять свой проект. Меня все устраивает, хотя муж говорит, что я не могу выйти из статуса любителя, даже предлагал нанять для меня менеджера, который бы отвечал за маркетинг, но я боюсь потерять удовольствие от своего дела. Сейчас я наслаждаюсь работой. Мне нравится колдовать на кухне, учить людей, я получаю от общения с ними столько позитива — и это счастье!»

Фото: molvest.ru

Экоотдых

Одна из первых экоферм появилась в Шаховском районе почти 8 лет назад. Семейство Коноваловых решило устроить в забытой богом деревеньке на задворках Московской области образцовое хозяйство. Глава семьи долгое время работал за рубежом и постарался перенести в Россию все лучшие западные практики.  

Коровы в этом хозяйстве едят экологически чистые корма, пьют родниковую воду, в стойлах идеальная чистота и порядок, там даже висят телевизоры, на которых демонстрируются виды альпийских лугов и звучит музыка Вивальди, говорят, от этого у буренок повышаются надои.

Правда, и стоит такое органическое молоко в разы дороже, чем то, что мы покупаем в супермаркете. А еще семейный бизнес активно развивает агротуризм. К услугам гостей различные развлечения — от рыбалки и экскурсий по ферме до мини-зоопарка и занятий спортом на природе. Само собой, желающие могут арендовать коттедж, если, конечно, им позволяют средства. Стоимость такого домика сравнима с виллой на Лазурном берегу.

Однако совсем не обязательно быть олигархом, чтобы иметь возможность отдыхать в экологически чистом уголке Подмосковья, есть органические продукты и наслаждаться нехитрыми сельскими радостями. Сейчас практически в любом районе можно найти экоферму или экоотель. Набор опций стандартный: помимо натуральных продуктов, которыми потчуют туристов, им предлагают порыбачить, можно устроить пикник на природе, гонки на квадроциклах и так далее.

Чтобы не потеряться в числе других предложений, экофермеры часто предлагают какую-нибудь экзотику. Одни заманивают гостей виноградными улитками — сами их выращивают и готовят, другие предлагают омлет из страусиных яиц. Третьи проводят различные мастер-классы — от плетения лаптей до сыроварения. В результате отдых получается еще и полезным.

Кто-то скажет: что за бред — фермер должен прежде всего производить продукты, а не развлекать туристов. Но на Западе экотуризм процветает вовсю. Так почему бы и нам не развивать это направление? Еще несколько лет назад подмосковные поля зарастали березами, и казалось, что возрождение сельского хозяйства за МКАД невозможно. Но сейчас уже никого не удивишь ни крупными животноводческими хозяйствами, ни тепличными агрокомплексами. К сожалению, такие успешные предприятия чаще всего принадлежат крупным компаниям, а маленьким фермерским хозяйствам по-прежнему приходится сводить концы с концами.

Поэтому появление нетипичных ферм, заточенных на прием туристов, их развлечение или обучение — скорее вынужденный тренд. Тем не менее он востребован на рынке. Кроме того, такие мини-фермы дают работу местным жителям, наполняют местный бюджет. А самое главное — подмосковные хозяйства все больше преображаются, да и люди в них меняются.

«Когда я принял дело от тестя, на ферме работала беспробудная пьянь, получат зарплату — и на неделю в запой, — вспоминает Олег Николаев. — Приходилось нам самим и кормить животных, и навоз чистить, пока работники не очухаются. А сейчас контингент поменялся, у меня работают двое молодых ребят, тоже семейная пара. Нам интересно вместе работать. Поэтому я верю, что у русской деревни еще будет впереди рассвет».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру