В нынешнем году на этот ставший уже традиционным фестиваль военных ретро-мобилей собралось около сотни колесных и гусеничных «агрегатов» из частных коллекций и государственных музеев. Практически все эти «моторы» – современники Второй мировой войны. Некоторые раритеты даже принимали в ней непосредственное участие. И при этом – техника «на ходу»: заводится, движется...
Именно «проверке на движение» и было посвящено главное мероприятие первого дня фестиваля. 20 июня в окрестностях села Ивановское прошли два ралли ретро-мобилей. По извилистым лесным дорогам участники на «Виллисах», «Газиках», «Доджах», штабных «Хорьхах», мотоциклах должны были пройти трассу протяженностью 30 километров, максимально соблюдая заданное время прохождения нескольких контрольных пунктов. А другой раллийный маршрут – протяженностью 20 километров, – таил на своих участках шесть замаскированных «секретов», которые участникам требовалось обнаружить.
На главной площадке фестиваля можно было в деталях рассмотреть собранную здесь «доисторическую» технику. Здесь представлены образцы, произведенные в 12 странах – участницах Второй мировой. В том числе есть и несколько совершенно уникальных экспонатов.
Например, опытный экземпляр первого советского армейского джипа ГАЗ Р-1. Таких было собрано на автозаводе в Горьком в 1941 году всего два экземпляра. После проведенных испытаний в серию их так и не запустили, – позднее сборочные цеха начали выпускать измененный вариант джипа под обозначением ГАЗ-64. А эти опытные образцы «боевого разведывательного автомобиля» (Р-1 по замыслу его создателей располагал местом для установки пулемета в кузове и устройством для буксировки 45-миллиметрового орудия) отдали в подсобное хозяйство ГАЗа. Один из них уцелел (хотя и в очень плачевном состоянии) до наших дней. Летом прошлого года его случайно обнаружили энтузиасты поисковики (и подумали поначалу, что это какая-то самоделка). После этого уникальный «мотор» оказался в Военно-техническом музее в Самаре. «На восстановление машины ушло несколько месяцев, – рассказывает руководитель технического проекта восстановления Николай Харитонов. – На этот «гназик» даже не существовало заводских чертежей, пришлось восстанавливать его по сохранившимся фотографиям...»
Привлекает внимание и японский «военный» мотоцикл с коляской «Рико» образца 1934 года. Его тоже привезли на фестиваль из Самары. «Этот японский «мотор» считается самым большим мотоциклом в мире, – рассказывает Вячеслав Шеянов – владелец коллекции из 93 мотоциклов. – Даже мне, человеку, чей рост превышает 190 сантиметров, на нем удобно сидеть. А ведь во времена Второй мировой войны средний рост японского солдата составлял всего 152 сантиметра! Как они с такой махиной управлялись?! Причем «дети Страны Восходящего Солнца», взяв за образец американский «Харлей», разработали свою, оригинальную машину. Планируя войну в Китае, ее специально приспособили под условия боевых действий в Маньчжурии с ее илистыми, вязкими почвами. Например, вот здесь слева позади водителя у «японца» есть рычаг включения привода на колесо коляски.
По сравнению с мотоциклом – даже самым большим, – настоящим гигантом выглядит американский эвакуатор танков. Таких монстров СССР получил по ленд-лизу от заокеанских союзников всего 12 штук. Причем 11 из них собирали у нас из присланного «конструктора» – комплекта узлов и агрегатов, ориентируясь по образцу: единственному доставленному из Америки в готовом виде эвакуатору.
Фестиваль «Моторы войны» продлится до 22 июня. Как рассказал один из организаторов фестиваля, известный коллекционер и автореставратор Вячеслав Лен, в программе субботы и воскресенья не только показ посетителям уникальной армейской ретро-техники, но и три военно-исторические реконструкции с ее участием. Зрители смогут увидеть «Бой лета 1941 года», «Сражение с японцами на Халхин-Голе в 1939 году» и «Бой в Нормандии летом 1944 года».