Как в кино
Во многих музеях Подмосковья можно увидеть военную форму, оружие, посуду различных эпох. Но возле каждого стенда стоит табличка «руками не трогать». Смотрители порой даже дышать рядом с экспонатами не разрешают. Другое дело, когда можно взять, повертеть, примерить и на несколько часов почувствовать себя настоящим пограничником или энкавэдэшником. Эту возможность пытается дать людям житель Железнодорожного Вадим Толкачев.
— Я к вашему приезду два дня свой творческий беспорядок пытался разобрать, — смеется Вадим.
В комнате стоит длинная вешалка. Возникает ощущение, что ты находишься не в квартире обычного многоэтажного дома, а в костюмерной киностудии.
Из всего ряда одежды в глаза бросается белая парадная форма, явно выбивающаяся из всей собранной экипировки.
— Эта форма с Лубянки, — поясняет Вадим. Он подходит к вешалке и начинает по одному доставать комплекты. — Эта форма образца 1935 года. А вот женская форма лейтенанта пограничных войск. Дальше висит форменная одежда капитана артиллерии.
Он без остановки рассказывает, откуда и что у него появилось. Чтобы собрать один такой комплект, приходится заказывать ткань, детали формы. Чаще всего Вадим делает это через интернет-форумы и магазины. После этого отдает шить на заказ в специализированные ателье по пошиву военной формы. Там по предоставленным образцам создается точная копия одежды военнослужащих того времени. Что-то мелкое Вадим Толкачев подшивает сам.
Для своей коллекции он всю форму восстанавливает в полном соответствии с оригиналами. Их изображения Вадим находит в музеях, библиотеках, каталогах. Вот и получается, что в обычной квартире небольшого подмосковного города уже собрана и постоянно расширяется коллекция форменной одежды времен 1935–1941 годов. И это не просто домашний музей, а полноценный проект. В рамках его каждый желающий сможет взять эти вещи напрокат и с покрытой каской головой окунуться в эпоху Великой Отечественной.
Тульский Токарев
— Посмотрите на эту форму. Здесь планка с псевдонаградами — ордена Славы, Красной Звезды, Отечественной войны, — улыбается Вадим. — Если хотите, можете примерить любую. У меня есть платье форменное женское, двух видов.
С краю вешалки висит форма «сынов полка». Проще говоря, детская одежда. Маленькие карманчики, короткие рукава, ремень. Форма кажется миниатюрной, а ведь носили ее юные защитники Родины.
С другой стороны — форма рядового СС.
— В немецкой армии каски для солдат делались трех размеров. Головы-то у людей разные, а ведь каска не должна болтаться или давить, — отмечает Вадим. — А у нас, к сожалению, каска была одного размера. Не могу сказать, приносило ли это неудобство, но факт есть факт.
Если форму Вадим Толкачев шьет по образцам тех лет, то все остальное в его коллекции — настоящее. В том числе немецкие и советские каски. Покупает их Вадим у таких же коллекционеров. Находит их чаще всего в Интернете, договаривается о цене, выезжает за ними в Московскую область, различные регионы России и даже в Белоруссию.
— Цена может быть совершенно разная. Каску можно за тысячу рублей купить, можно за три тысячи, а то и больше. Как договоришься, — говорит Вадим.
— А вот револьвер системы Нагана, 1915 года выпуска, — хозяин достает оружие и дает в руки. — А вот Тульский Токарев, знаменитый ТТ. Этот 1935 года. По сути, это не оружие, а масса-габаритный макет. Это деактивированное оружие. Вреда оно причинить не может — стволы запаяны, но при этом является оригиналом.
Сапоги из негнущейся кожи
Вадим улыбается и протягивает планшет — сумку для документов. Потертая, из твердой кожи, с крепкими замками.
«Явно не современный Китай», — проносится в голове.
Хозяин поясняет, что к каждой форме идет свое оружие, сумка, даже фляжка своя. Сложность как раз и состоит в том, чтобы не просто сшить одежду, а собрать полный комплект.
— Знаете, сколько на это времени уходит. Форма готова, ремня нет. Ремень привезли, начинаешь к другой форме детали искать, — рассказывает Вадим. — А иначе нельзя, непорядок будет.
Но комплекты Вадиму все-таки удается собрать. К примеру, одна форма старшего офицерского состава ему обходится в 15 тысяч рублей. Столько же стоит форма рядового бойца СС. Единица масса-габаритного макета — около 7 тысяч рублей.
Сам Вадим Толкачев в прошлом военнослужащий. И родом он из семьи военных. Этим можно объяснить его страсть к армейской одежде и оружию. Три года назад он сделал свою первую форму. Ради спортивного интереса. А перед 9 мая уже этого года в семье Толкачевых было принято решение: увлечение отца и мужа нужно превратить в бизнес-проект. Главная цель — окупить затраты и в дальнейшем зарабатывать на этом.
И Вадим сел за написание бизнес-плана. Просчитал, что затраты на несколько разных видов форменной одежды, фурнитуры, оружия составят около 230 тысяч рублей.
Спустя несколько месяцев он успешно защитил его в городском центре занятости. Вадим выступил перед комиссией, ответил на все заданные вопросы и аргументировал цели и планы своего проекта. В результате получил даже поддержку от государства в размере 58 тысяч рублей. И с новыми силами принялся за реализацию своей мечты.
— Я обращаюсь в крупнейшие парки Москвы и области, чтобы в выходные дни и праздники установить на их территориях палатки. В них каждый желающий сможет взять напрокат любую форму, надеть ее и, оставив залог, пойти в течение часа-двух гулять по парку, — рассказывает Вадим.
Он уверен, что спрос среди отдыхающих будет. Прежде всего потому, что его проект станет своеобразным музеем под открытым небом.
— Уникальность проекта состоит в том, что в Железнодорожном и Москве не существует ни одной организации, которая оказывает подобные услуги, — говорит начинающий бизнесмен.
Согласно бизнес-плану, средняя цена проката на все виды образцов составит 250 рублей. А чтобы взять форму на сутки, придется заплатить 3 тысячи рублей.
Есть у него и другие цели — договориться с учебными заведениями и ездить по школам области показывать и рассказывать о военной истории нашей страны.
И третье направление, которое Вадим пытается реализовать, — частные фотосессии.
Но пока высокие затраты на сбор коллекции окупить не удается.
— Знаете, на ВДНХ мне отказали. Говорят, что места нет, — грустно вздыхает коллекционер. — Я ведь на их чебуреки не покушаюсь, мне маленький кусочек земли нужен. Это ведь и детям, и взрослым интересно будет. Окунуться в историю, прогуляться в форме офицера, ощутить дух военного времени. Понимаете, это что-то новое, отличное от привычного отдыха в парке с аттракционами, кафе и тирами.
Толкачев пожимает плечами и выходит из комнаты. Возвращается через несколько минут… в форме. Даже сапоги начищены!
— Вот оденусь так и пойду договариваться с директорами парков. Может, когда своими глазами увидят, поймут, что таким образом можно привить интерес к нашей истории, — резюмирует он. — Чтобы каждый мальчишка знал, как правильно подпоясываться. Чтобы каждый взрослый прочувствовал, как трудно проходить целый день в сапогах из негнущейся кожи.