В выходные снова работа, постоянные выезды. Жена Олега Ивановича к графику мужа привыкла еще много лет назад. Тогда он был простым рабочим, затем мастером, начальником цеха, главным инженером… Шаг за шагом он шел вверх по карьерной лестнице. И вот уже тринадцать лет Троицкий — глава небольшого, но очень уютного города Долгопрудного.
— На прошлой неделе Долгопрудный посетил врио губернатора Московской области Андрей Воробьев. Расскажите, были ли получены от главы региона особые поручения?
— Главное, на что всегда обращает внимание Андрей Юрьевич Воробьев в нашей работе, — это видеть, слышать и понимать людей, работать для людей. Это, наверное, самое главное поручение, которое от него исходит.
— Олег Иванович, многое, что мы видим вокруг, делается благодаря различным целевым программам. Принимаете ли вы в них участие? Чего уже удалось добиться?
— Сегодня в Долгопрудном реализуются порядка 22 различных программ. Местные направлены на поддержку детства, здравоохранения, системы ЖКХ, включая энергетику. Огромная поддержка — это средства регионального и федерального бюджетов, которые мы получаем в рамках различных программ.
Отметить стоит прежде всего Федеральный закон №185-ФЗ. Речь идет о реформировании ЖКХ — ремонте многоквартирных домов. Мы в этой программе участвуем уже много лет, с истоков ее создания. Мы получили более 400 миллионов рублей федеральных денег, еще 100 миллионов дал областной бюджет. Плюс нашли соответствующее софинансирование из средств города. Плюс участие собственников домов. Выполнить все условия программы было сложно, но это стоило того. В результате многие ветхие дома, которые требовали срочного вмешательства, мы отремонтировали. С 2008 года отремонтировано порядка 110 многоквартирных домов, в этом году будут проведены работы еще в 16 домах. И мы будем дальше принимать участие в этой программе. Это вызывает положительный отклик наших жителей. Многие сегодня ругают власть за то, что в ходе приватизации многие получили жилье 1940—1950-х годов постройки не в очень хорошем состоянии, и никто их ремонтом не занимался. А эта программа — прямое вложение Правительства РФ, Московской области, городских властей с целью поддержать жилищный фонд и наших горожан как собственников.
Кадры решают
— Вы сами одно время работали слесарем. Считаете ли вы, что в городе, а особенно в промышленности, есть кадровый голод? Каких специалистов не хватает? Может, кто-то из наших читателей захочет поехать к вам на работу, возьмете?
—У нас существует давняя проблема — это близость к Москве. Зарплата специалистов в Москве и в нашем городе сильно разнилась. Специально говорю в прошедшем времени. Сегодня благодаря программе «Наше Подмосковье» удалось существенно поднять заработную плату учителям, врачам. К примеру, в новый хирургический корпус возвращаются сотрудники, которые когда-то у нас работали, потому что зарплата врача в Долгопрудном сегодня составляет порядка 42 тысяч.
Если сравнить с Московской областью, то мы где-то на седьмом месте по уровню средней заработной платы. Мы стараемся держать эту планку.
Что касается соответствия кадров — вакансия. Согласно данным центра занятости, городу требуется 1800 специалистов. И только 190 человек у нас официально числятся как безработные. И из этих 1800 человек чуть больше тысячи — это рабочие профессии. Поэтому определенный дефицит высококвалифицированных рабочих сегодня существует. Нам нужны хорошие токари, слесари, фрезеровщики, люди, умеющие работать на оборудовании с ГПУ (газопоршневыми установками).
— И как администрация решает эту проблему?
— У нас есть училище, техникум, где обучают по рабочим специальностям, и, безусловно, мы занимаемся подготовкой высококвалифицированных кадров. Создан совет директоров, куда входят руководители крупнейших предприятий нашего города. Мы выстроили цепочку, в которой предприятия начинают работать со студентами уже с первого курса. Они подбирают себе будущих сотрудников, обеспечивают их местами, принимают на практику, выплачивают стипендию. Ребята потом возвращаются работать на предприятие. Я искренне надеюсь, что пройдет какое-то время — и кадровый вопрос разрешится.
— Знаем, что в рамках городской программы приезжие специалисты получают служебное жилье. Работает ли эта программа сегодня? Кто может стать ее участником?
— Эта программа работает в сфере образования и здравоохранения. Уже более 200 служебных квартир сегодня предоставлено нашим специалистам. К примеру, если молодой перспективный учитель или врач хочет работать в Долгопрудном, но испытывает проблемы с жильем, то есть вариант обратиться в администрацию города и получить служебную квартиру. Если у него семья, то это будет отдельная квартира. Если он один, то скорее всего комната. Но с жильем мы поможем.
— То есть позиция администрации сделать так, чтобы специалисты не ездили в Москву на работу, а оставались в городе?
— Да, именно так. Но более того, мы делаем все возможное, чтобы люди не просто оставались, а еще и приезжали в Долгопрудный из других городов. И у нас сегодня таких людей много: едут работать в наш физико-технический институт, на предприятия оборонной и химической промышленности, в фармацевтической отрасли много сотрудников из других городов, в полиграфии и на других высокотехнологичных предприятиях.
Интересный момент. У нас есть школы, где мы обучаем детей, в том числе и из Москвы и других городов. Это лицеи №5 и №11. Более двухсот детей сегодня приезжают к нам учиться. Мы этим гордимся, потому что у нас сильные учителя и хорошая подготовка. Сегодня правительство Московской области проводит работу по созданию в нашем городе школы-пансиона для одаренных детей со всего Подмосковья. И мы делаем все, чтобы эти детки учились у нас, а затем оставались учиться в МФТИ и работать в Долгопрудном или в Подмосковье. В конце концов в России, но не уезжали за границу.
— Вы неоднократно говорили, что большую ставку в городе делают на науку и инновации. Расскажите, что нового удалось достичь в МФТИ по созданию научных площадок. Есть ли у бюджета города возможность помочь в финансировании новых проектов? Работает ли проект «Физтех-XXI»?
— Научный потенциал — наше все! Я поясню. У тех же Химок, Дмитровского, Солнечногорского районов есть земля. Долгопрудный — это маленький город, у нас ограничены свободные территории, нет земельного ресурса для того, чтобы привлекать инвесторов. И мы, как говорится, через микроскоп посмотрели на свою территорию и нашли несколько участков, на которых развиваем наукоемкое производство. Мы перепрофилировали старое здание магазина и в 2007 году открыли первый в области бизнес-инкубатор. Привлекли ученых, молодых специалистов, создали для них стартовую площадку. В 2011 году был построен технопарк, ориентированный на IТ-компании. Наш физтех в последние несколько лет сделал большой рывок вперед. В том числе и благодаря финансовым вливаниям федерального бюджета. Построено новое здание для проживания студентов-аспирантов, сейчас строится еще одно, реконструированы лабораторный и учебный корпуса. В скором времени у нас появится объединенный биофармацевтический кластер. В этом году городом передан земельный участок около 3 га для дальнейшего развития МФТИ. Все это делается как раз в рамках программы «Физтех-XXI». Знаете, у нас, как в Японии: земли нет, а умы есть. Мы должны быть русскими японцами.
Дорогами жизни
— В Долгопрудном остро стоит ситуация с дорогами. Возьмем то же Лихачевское шоссе. Программу по расширению полностью реализовать не удается из-за оставшихся жителей деревни Лихачево. Как будет решаться эта ситуация? Какие дорожные проблемы уже удалось решить? Что впереди?
— Ситуация вокруг строительства Лихачевского шоссе сегодня беспокоит всех. Будем откровенны: стройка слишком затянулась. На это есть две причины. Прежде всего это шесть человек собственников, чьи дома находятся в зоне строительства шоссе. Они сейчас решают этот вопрос в судебном порядке. Думаю, в ближайшее время проблема будет снята. И вторая проблема — опаздывает строительство начала скоростной автодороги Москва—Санкт-Петербург. Наше Лихачевское шоссе будет выходить на Бусиновскую транспортную развязку этой автодороги. После чего ГУП «Мосавтодор» планирует завершить строительство данного объекта.
Знаете, наши горожане Лихачевское шоссе называют «дорогой жизни». Потому что это единственная дорога, которая не связана с ж/д сообщением. У нас город маленький, мы отрезаны от основных трасс — Ленинградской и Дмитровской — тремя переездами и пятью ж/д платформами. И эта дорога — единственная, по которой можно свободно въезжать и выезжать из города. Поэтому сегодня она, конечно, очень перегружена. Вдобавок идет реконструкция Дмитровского шоссе. И поток автомобилистов с Дмитровки перешел на нашу дорогу. Особенно в выходные дни наплыв машин увеличивается в разы. Поэтому у жителей города есть определенные недовольства и нарекания. Пока идут всевозможные строительные работы и решаются наболевшие вопросы, мы стараемся своими силами ситуацию как-то улучшить. Вместе с полицией, с ГИБДД оказываем помощь, пытаемся регулировать движение. Чтобы каждый автомобилист мог спокойно добраться домой.
— А помимо расширения Лихачевского шоссе какие еще дорожные проекты реализуются в Долгопрудном?
— Что касается вообще дорожного строительства, то активно идет строительство путепровода в микрорайоне Хлебниково. Планируется в ближайшее время приступить к строительству еще одного — на Новодачной. На эти цели из бюджета области выделяется порядка 10 миллиардов рублей. Это хорошие средства на качественное и оперативное строительство.
— Олег Иванович, как думаете, за какой период времени удастся разрешить основные дорожные проблемы города?
— Я думаю, что за ближайшие два года. Во-первых, по Хлебниково срок окончания строительства — осень следующего года. Путепровод на Новодачной должен быть построен в период до трех лет. Но думаю, что года за два — два с половиной мы управимся. Сокращение сроков строительства было поручением врио губернатора Андрея Юрьевича Воробьева Главному управлению дорожного хозяйства Московской области. Да и по Лихачевскому шоссе мы должны скоро закончить.
Гордиться своим домом
— Решение проблем — это прежде всего деньги. Действительно ли у города бездефицитный бюджет? Как удается находить деньги на все нужды, включая сильную социалку? Считаете ли вы, что социалка — это приоритет при распределении бюджетных средств?
— Упор на социальную политику — это курс президента, правительства и губернатора. Что такое социалка? Это возможность многое дать людям, создать комфортную среду для жизни. Чтобы люди были довольны тем местом, где они живут. Но на это нужны средства. Поэтому нужно правильно рассчитывать ведение хозяйства, поддерживать крупные предприятия и малый бизнес. Эти организации работают, платят налоги в город. Мы развиваем наукоемкие предприятия, которые в небольшом помещении могут заработать миллионы рублей, тем самым пополняя бюджет города. Также участие в областных и федеральных программах очень помогает городу. Тот же недавно открытый современный хирургический корпус на базе центральной больницы. Не может один город за короткий срок построить такое здание — только сообща все нам под силу.
— Так вы не получаете никаких дотаций?
— Нет, дотаций нет. Мы и кредиты, займы не берем. Ведем хозяйство грамотно, живем по средствам. Поэтому и долгов, не считая текущих, рабочих, у нас нет. Более того, мы город-донор. Мы помогает другим.
Знаете, мы все равно мечтаем о другом бюджете. Когда я начинал работать, бюджет был порядка 200–260 миллионов — и при этом город был практически столько же должен. За прошедшие годы мы подросли. Бюджет прошлого года был исполнен в сумме больше 3 миллиардов рублей. Если тогда я мечтал о бюджете для города в 600 миллионов рублей, то сейчас стремимся к 6 миллиардам.
— Если говорить о социальной сфере, острая проблема всех регионов МО — детские сады. Как она решает у вас?
— У нас, как и везде, есть эта проблема. Ежегодно в Московскую область въезжают порядка 250 тысяч человек. И треть из них — дети, которым нужны детские сады. Но у нас эта проблема не является острой. Во-первых, мы достигли нормативной обеспеченности детскими садами. По программе губернатора в этом году мы сдадим один детский сад и в процессе строительства еще два здания. Планируем до конца года открыть еще один частный детский сад на 80 мест. У нас популярны частные детские сады. В настоящее время их открыто шесть. В них ходят больше двухсот детишек. Плюс у нас активно работает программа компенсации. То есть если у семьи есть желание не отдавать ребенка в детский сад, а с ним, к примеру, будет бабушка заниматься, то мы ежемесячно выплачиваем им по 5 тысяч рублей компенсации. Первого сентября у нас 883 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет должны пойти в детский сад. Мы примем всех! У каждого из этих детей будет место в детском саду!
«Я бы повторил все, что было»
— Быть главой 13 лет подряд — это огромный труд. Бывают же моменты, когда совсем опускаются руки. Что вы в таких случаях делаете? Есть ли некий рецепт по восстановлению боевой способности?
— Это мой город, понимаете. Я очень горжусь им. Приехал сюда после института по распределению молодым специалистом. Всю жизнь здесь. Я люблю отдыхать на природе, в Подмосковье. И уезжаю если только на родину, в Тверскую область, на могилу родителей. Знаете, если бы был шанс вернуться на десятки лет назад, я бы ничего не стал менять. Быть главой — трудно. Но поверьте, когда я вижу, как меняется мой любимый город в лучшую сторону, меня охватывает чувство гордости. И ради этого чувства стоит работать.