— Мама занималась биатлоном и считает, что в спорте надо добиваться успеха, полагаясь исключительно на себя, и не зависеть от всей команды. Так что в моих медалях заслуга мамы велика, — улыбается Виктор. — Правда, она не сама определила, что мне надо идти именно в прыжки в воду. Когда я ходил в детский сад с бассейном, то педагог по физкультуре обратил внимание на то, что я легкий, гибкий, хорошо чувствую себя в воде. Он и посоветовал маме отдать меня в прыжки в воду. В Электростали этот вид спорта, хочу отметить, имеет богатые традиции. Они заложены в 70-х годах в спортклубе «Кристалл» тренером Георгием Люциановичем Евангуловым. У него быстро появилось несколько способных учениц. Чемпионками СССР были Ирина Умнова, Елена Матюшенко, Татьяна Соколова. Сын Георгия Люциановича Алексей Георгиевич Евангулов много лет был главным тренером сборной России, после пекинской Олимпиады уехал работать с командой Великобритании. У тренера Владимира Прохорова вырос многократный чемпион страны Сергей Желанов.
На Олимпийских играх нашей «первой ласточкой» стала Елена Матюшенко, в Москве-80 она заняла пятое место на вышке. На Играх в Пекине-2008 выступала Анастасия Позднякова — в «синхроне» на трамплине с Юлией Пахалиной была серебряной медалисткой.
Скоро на чемпионате мира в Барселоне я буду выступать в трех дисциплинах — в индивидуальном первенстве, синхронных прыжках с Артемом Чесаковым и в командных соревнованиях с Дарьей Говор. Даша опять же из Электростали, а тренирует ее Татьяна Соколова (Лавушкина), та самая чемпионка СССР 70-х. Вот какая интересная история у электростальской школы прыжков в воду.
— Виктор, извините за, возможно, дилетантский вопрос. Прыгуны в воду — это люди какого-то особого склада ума? В голове надо удержать все прыжки, сколько винтов сделать, сколько оборотов…
— Я, наверное, разочарую вас ответом. Мы, прыгуны, — самые обычные люди. Вся программа отрабатывается на тренировках, запоминается, откладывается в голове. За много лет занятиями прыжками в воду привыкаешь к бассейну, чувству высоты.
— А как же чувство страха? На днях прочитал в одной газете интервью с вами, в котором вы говорите, что ощущаете страх постоянно. Как-то не вяжется одно с другим. Столько лет изо дня в день прыгать с 10-метровой вышки — и постоянно испытывать страх?!
— Возможно, я не так выразился или же журналист вольно интерпретировал мои слова. С годами страх притупляется; сначала все элементы отрабатываются на батуте со специальной страховкой и акробатической дорожке. Хотя, безусловно, в подсознании всегда есть неприятное ощущение высоты. Наверное, можно назвать это страхом. Но адреналин выхолащивает все, что мешает прыжку. Ты просто идешь и прыгаешь. Ты ждешь прыжка, ты хочешь сделать это лучше других.
— В сборной России после Олимпийских игр в Пекине-2008 началась смена поколений. Нет в команде Дмитрия Саутина, Глеба Гальперина, Юлии Пахалиной, братьев Александра и Дмитрия Доброскоков. Вы один из тех, на кого возложена ноша лидера. Тяжело?
— Нормально. И мне, и Илье Захарову, и Жене Кузнецову довелось застать плеяду сборников, которая многого добилась. Мы тренировались вместе, смотрели на старших, учились. У нас возраст — чуть за 20. Но уже опыта набрались достаточно. Костяк в команде хороший. К Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро-2016 можем стать еще сильней.
— Возраст у лидеров таков, что они могут дойти до Олимпийских игр-2020. Как полагаете?
— О, нет! Я так далеко не загадываю. Пока только строю планы на Рио-де-Жанейро.
— В Барселоне на чемпионате мира впервые пройдут соревнования по хай-дайвингу, прыжкам в воду с высоты 26—28 метров. А с какой максимальной высоты вам доводилось прыгать?
— Два года назад в Китае побывал в бассейне, где есть вышки на 15 метров, 20 и 25. Здесь тренируется Артем Ильченко, наш единственный спортсмен, который прыгает в хай-дайвинге. Я забрался на вышку 15 метров. Глянул вниз — у-у-у-ух... Мурашки по телу. Но прыгнул. Естественно, «солдатиком»…
— Полгода после Олимпийских игр в Лондоне вы отрабатывали самый сложный прыжок — два с половиной оборота назад с тремя с половиной винтами из задней стойки. Кроме вас, никто в мире за этот прыжок не берется. Дебют состоялся весной в Москве на этапе Мировой серии. Однако летом в финале чемпионата Европы и на Универсиаде вы от прыжка ультра-си отказались. Приберегаете для чемпионата мира?
— Нет, в этом году этот прыжок больше не исполню, сосредоточусь на наработанном материале. Но в будущем снова начну его тренировать, надо добиться чистоты исполнения.
— Главный тренер сборной России Олег Зайцев считает, что в этом сезоне на вас легла большая нагрузка. Вы прошли все шесть этапов Мировой серии, выиграли общий зачет. По мнению Зайцева, вам не хватило свежести на чемпионате Европы и Универсиаде, поэтому в следующем сезоне следует ограничиться двумя из шести этапов Мировой серии…
— Как решит руководство сборной России, так и будет. Но со своей стороны могу сказать, что чувствую себя хорошо. Какого-то упадка сил нет. Ну, есть, конечно, усталость, но небольшая. На чемпионате мира буду выступать в трех разрядах. Чувствовал бы себя усталым, разве согласился бы на это? Нет.
На чемпионате Европы выиграл две медали — «бронзу» в личном первенстве и «серебро» в синхронных прыжках с Артемом Чесаковым. Такой же результат случился и на Универсиаде. Были разные причины. Где-то ошибся, где-то везения не хватило, где-то куража. Это — спорт. Перед Универсиадой Артем приболел, и мы не тренировали синхронные прыжки. Сейчас он здоров, работаем на базе «Озеро «Круглое». Надеюсь, к чемпионату мира все будет в порядке. Главное, на что надо обратить внимание, — это более четкий и чистый вход в воду.
— Каковы впечатления от Универсиады в Казани?
— Самые положительные. Уровень соревнований по прыжкам в воду был высоким, выступали призеры Олимпийских игр и других крупнейших соревнований. Не берусь судить за все виды спорта, слышал, что, например, не успели построить зал для фехтовальщиков, но что касается нашего вида спорта, то никаких нареканий нет. Бассейн отличный, то же самое проживание и питание. Могу сравнить с олимпийским Лондоном — там было хуже.
В общем, поеду на чемпионат мира в отличном настроении. Добавляет положительных эмоций то, что после Барселоны 11 августа у меня свадьба. Медаль чемпионата мира стала бы отличным подарком невесте и себе. Буду стараться.
— Насчет медали и старания это вы правильно сказали. Но, извините, не торопитесь ли связывать себя узами брака? Все-таки 18 июля вам исполнится только 22 года…
— С Леной мы уже вместе два с половиной года. Как говорится, чувства проверены. Моя будущая жена хозяйственная, на кухне готовит превосходно. Особенно мне нравится запеченное мясо с картошкой под сливочным соусом.
— Кто же ваша избранница? Она из мира спорта? Или это секрет?
— Да чего уж скрывать... Секрета нет. Елена Терновская — в прошлом трехкратная чемпионка мира по синхронному плаванию в юниорском разряде, ныне тренер сборной России, работает в дуэте с мамой.
— ?!
— У Лениной мамы фамилия Данченко. Знаете такого тренера?
— Конечно!
— Вот это и есть моя будущая теща.
— И свататься к ней ходили?
— Ходил. Все было как положено. Татьяна Евгеньевна выбор дочери одобрила (улыбается). Теперь мы будем ездить по соревнованиям целой семьей. Если честно, никогда не думал, что так сложатся моя судьба в спорте и судьба личная.
— Ощущаете себя счастливым человеком?
— Абсолютно!
Фото Андрея Маленкова и журнала «Домашний очаг».