— Быстрее, быстрее, догоняй римлянина, он к участникам Курской битвы идет, — в первые минуты пребывания в эти дни на щелковской земле такие фразы вызывают острое желание позвонить психиатру. Вслед за римлянином едет русская телега. В ней две девушки в холщовых сарафанах. На голове венки из полевых цветов…
Утро. Солнце припекает. Над ухом жужжит комар, а глаза не верят происходящему
— Вы не волнуйтесь, мы сейчас и дружинников IX века увидим… Только аккуратнее, они хоть и миролюбивые, но мечи с собой носят, — посмеивается над вновь прибывшими специалист администрации района.
Все резко вздрагивают. С громким цоканьем на лошадях проносится группа мальчишек и девчонок. Все в соответствующей форме, спину держат по-военному. Это прусские кавалеристы спешат на построение.
— Сколько тебе лет? — обращаюсь к девочке с красным знаменем в руках.
— Четырнадцать. Меня Тоня Лапшина зовут, — поясняет она. — Вы так не удивляйтесь, в нашем клубе всем по 10—16 лет.
И уже в этом возрасте эти ребятишки отлично держатся в седле, знают и ценят историю, невероятно вежливы и общительны.
— Да… А еще говорят, что молодежь у нас пропащая, — улыбается мимо проходящий мужчина в форме солдата Великой Отечественной войны. Он словно картинка, сошедшая со страниц учебников истории или советских кинофильмов.
И таких людей вокруг сотни. Все они — участники военно-исторического фестиваля «Душоновские маневры». Вот уже в пятнадцатый раз в село Душоново съезжаются любители истории, воссоздающие образы прошлых веков. Их называют интересным словом — «реконструкторы».
Подкова с реальным пробегом
— Так, Юрк, сдай мне, пожалуйста, свое оружие, — улыбается мужчина в гражданском, обращаясь в пустоту.
И тут из-за его ног выглянул тот самый Юрка. Пятилетний мальчик протянул папе лук и стрелу. И, гордо подняв голову, заявил:
— Ну ты ведь мне дашь еще пострелять. Я воином быть хочу, как они!
«Быть как они» — главный принцип реконструкции. Первые клубы приехали в Душоново в 1998 году. Тогда восстанавливали быт, обмундирование и вооружение небезызвестного гусарского Ахтырского полка времен Отечественной войны 1812 года. И с тех пор одно из полей Щелковского района стало родным местом для всех тех, кто увлекается исторической реконструкцией. Уже в 2006 году в рамках фестиваля впервые воссоздали события Великой Отечественной войны. Шли годы. Масштабы мероприятия ушли далеко-далеко в глубь истории, во времена древнерусского государства, Римской империи.
— Так, отходим от шока и покупаем подкову на счастье, — смеется продавец «улицы мастеров». Так на фестивале называются два длинных торговых ряда. Но продают тут вещи весьма необычные: сумки и ремни из кожи, одежду из натуральных тканей, меха, украшения, цветы из стали, даже наконечники для стрел и шлемы. Все имитация, но точная. Для ее создания требуется хорошо изучить первоисточники.
Нам в глаза бросились металлические подковы. То, что, по легенде, они приносят счастье в дом — знают все. Но на этом фестивале даже подковы и то особенные.
— Это подкова боевого коня с реальным пробегом, — декламирует улыбчивый мужчина. — Ну что вы так смотрите, настоящие они!
Прямо напротив над удивленными туристами посмеивается мастер Юрий. Он изготавливает из сухостоя и другие природных материалов предметы интерьера. На фестиваль мастер привез различные светильники и торшеры. Вокруг его палатки крутится малышня. За пять минут прямо при посетителях он делает исконно русскую игрушку — головоломку. Два маленьких брусочка, две веревочки. Соединены, но не связаны. Попытаться разъединить две части может любой желающий.
— Только получается не у всех. За два дня фестиваля человек шесть только смогли, — улыбается Юрий. — Я в метро однажды ехал, смотрю, паренек кубик Рубика крутит и быстренько складывает. Даю ему свою игрушку. За двадцать минут, пока ехали, не разгадал.
Журналисты бросились крутить детскую забаву. Пять минут, десять, пятнадцать… никак!
Юрий смотрит на нас и спокойно говорит: «А раньше эту игрушку для детей 4—5 лет делали».
Кому меч, а кому оладушки
Среди участников фестиваля особняком стоит «Вятская сторожа» — лагерь клуба «Радогост» и его последователей. Вход в каждую палатку обрамлен резным деревом. Едят в лагере исключительно из имитации посуды Древней Руси — глиняные чашки, деревянные ложки. Компьютеры и планшеты — под запретом. Чтобы атмосферу не портили.
У одного из жилищ на подстилке из соломы сидит женщина. Она кормит грудью младенца. Как потом пояснили, это самый юный участник фестиваля — ему нет еще и трех месяцев.
— Мы решили поставить этот лагерь, чтобы показать не только военную составляющую, но еще и ремесло, быт, — говорит руководитель клуба «Радогост», член оргкомитета фестиваля Павел Одиноков.
Сам он уже давно занимается только историческими реконструкциями и боевыми искусствами. У него все, начиная от прически и заканчивая обувью, является точной имитацией одежды скандинавского воина в древней Руси. Шаровары, ремень с серебряными бляшками, кожаные ботинки, украшения. Для него история давно стала частью современной жизни. Даже татуировка на теле связана с культурой Древней Руси и воинской доблестью.
— В то время воин и торговец был один и тот же человек, — рассказывает Одиноков. — Раньше как было: если я вижу, что человек слабее меня, зачем мне торговаться, я просто заберу то, что хочу. Ну а если силы равны, то можно и в диалог вступить.
Чтобы понять такие моменты, нужно годами изучать историю. И не просто по учебникам, а в архивах, на раскопках, в церковных библиотеках. Зато за достоверность и точность здесь ручаются все.
Главное действо
Пока одни гости фестиваля пили холодный квас и фотографировались с полководцами, другие приняли участие в молебне у храма Тихвинской иконы Божией Матери. После его окончания началось главное действо праздника — реконструкция боевых действий различных эпох. В этом году в основу фестиваля легли два сражения Великой Отечественной — Курская и Сталинградская битвы.
— Самая красивая форма у наших военных Великой Отечественной, — говорят организаторы фестиваля. — Сегодня это признают историки, военные, модельеры. И все это можно своими глазами увидеть у нас.
Поле, на котором развернулась реконструкция, огородили. Для безопасности.
Хронологические рамки нарушены. Но сделано это ради эффектности — для первого выступления поле требовалось… заминировать.
«Бах, бах, бах» — и в небо повалил белый, а затем и черный дым. Взрослые и дети, не отрывая глаз, смотрят, как бегают по полю солдаты в русской и немецкой формах. Словно на несколько минут перенеслись в август 1914 года. 45-й Восточно-Прусский полк и войска Российской имперской армии вступили в боевые действия. Снова залп выстрелов — и в воздух подлетает «тело» солдата. Катятся пушки, с правого фланга наступает конница, впереди идет пехота. Вот повалил желтый дым — против наших применили химическую атаку. Пострадавших выносят с поля боя и прикладывают влажную ткань. Снова атака, и в небо взмываются разорванные «тела»…
Зрители застыли! Такого действа большинство из них не видели никогда. Были и те, кто просто стояли с открытыми ртами.
Среди детей популярностью пользовалось выступление римских воинов против варваров. В роли варвара мог быть каждый желающий.
— Люсь, смотри, солдат Первой мировой с зеркальным «Никоном» ползет, — смеется участник фестиваля.
Все оборачиваются. И действительно, ползком на животе, пригнув голову, как на войне, человек фотографировал происходящее. И в ту минуту на Душоновском поле этот фотоаппарат и был тем единственным напоминанием, что сегодня 2013 год, а все происходящее кругом — не настоящее. Забыть об этом было так легко.