Наука о пробках
Руководитель экспертного центра «Probok.net» Александр Шумский поясняет, что поворот направо на запрещающий сигнал светофора (красный и желтый. — Прим. «НП») разрешен только на тех перекрестках, где установлен дополнительный светоотражающий указатель. Речь идет о дополнительной стрелке, установленной рядом со светофором. Отметим, что это не дополнительная секция, а металлический лист с нарисованной стрелкой. Также автомобилистам стоит помнить, что при зеленом сигнале светофора правила проезда остаются прежними.
Что касается положительных сторон самой задумки, то экспертный центр ссылается на исследования, которые утверждают, что на загруженных перекрестках пропускная способность дороги может увеличиться до 24%, а расход бензина сократится до 15%.
Стоит заметить, что для участия в эксперименте подходят не все перекрестки. Прежде всего не должно быть пешеходных переходов на правом повороте, допсекций светофора. Особое требование — видимость. Перекресток должен хорошо просматриваться.
Главный аргумент противников эксперимента — безопасность пешеходов. В экспертном центре уверены, что им ничего не грозит, ведь стрелки устанавливаются на перекрестках, где пешеходных переходов либо нет, либо очень мало.
Но очевидно, что если эксперимент пройдет удачно и будет принят в качестве поправок в ПДД, то поворот направо «на красный» коснется большинства перекрестков.
Бюджет позволяет?
Сегодня эксперимент проводится в Москве и Белгороде. Впереди Подмосковье. Врио губернатора Московской области Андрей Воробьев заявил, что из бюджета региона уже в текущем году готовы выделить 38 миллионов рублей на установку на 23 самых загруженных выездах на магистрали правоповоротных стрелок. Эксперимент предложено провести на перекрестках Каширского и Володарского шоссе. А также Каширского и Белокаменного шоссе.
Что касается населенных пунктов, то среди первых в эксперименте примут участие города Одинцово, Королёв, Химки и Серпухов.
В администрации Одинцова уверены, что эксперимент городу будет только на благо. Он подчеркнул, что главное — грамотный подход к вопросу, ведь есть перекрестки, где такой маневр крайне нежелателен, а есть такие, где без правоповоротной стрелки просто не обойтись.
Министр транспорта Московской области Александр Зайцев считает, что эта инициатива в нашей стране приживаться будет очень долго.
— Европейский опыт показывает, что на первых порах езды под новыми стрелками в разы вырастает аварийность, — утверждает он. — И это притом что ездят в Европе очень аккуратно.
С критикой в адрес проекта выступили и многие автомобилисты.
— У нас культура вождения стремится к нулю, какие еще повороты на красный? — возмущается Сергей Рогожин, чей стаж вождения старше нашего государства.
Совершенно другой позиции придерживается житель Москвы Роман, который частенько ездит как по столице, так и по Подмосковью.
— Все правильно делают! Я по территории Украины ездил, у них это разрешено, так удобно. И пробок однозначно будет меньше. Но есть оговорки. К примеру, как быть с пешеходами? У нас они и так запуганные, а тут ситуация только усугубится.
КСТАТИ
В Одинцове могут появиться и так называемые виброполосы — линии специальной нарезки на асфальте. Их расположение — на проезжей части за 40–50 метров перед пешеходным переходом. Главная задача виброполос — предупредить водителя о необходимости снизить скорость. Эта идея, в частности, коснется особо «понятливых» автомобилистов, которые «не замечают» соответствующие знаки. К слову, подобные полосы уже были в 70-е годы в районе аэропорта «Шереметьево».