Закон военного времени был строг, но справедлив. Мама мальчика Васи сказала ему однажды: «Уважай, сынок, людей. Чем сможешь, помогай». Она тогда и подумать не могла, что эта фраза станет девизом жизни ее старшего сына Василия Курбатова. И тем более не представляла, что он примет участие в боях Великой Отечественной войны, получит звание генерал-майора, станет почетным гражданином города Королева. Сегодня Василий Васильевич смущаясь говорит о своих наградах. Ордены Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, Красной Звезды, серебряная Звезда, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени… Список можно продолжать до бесконечности. Но не наградами счастлив ветеран, а возможностью работать, служить своей стране. Так уж воспитывали в советское время, что главный долг человека — долг Родине.
О семье
— Нас в семье было пять детей. Жили в глухой деревне на 43 дома в Рязанской области, — вспоминает Курбатов. — В школу приходилось ходить за 10 километров. Сумку за плечо и вперед, зимой и в метель, когда снег по колено, и в мороз. Но что удивительно, к нам в деревню ежемесячно приходили учителя и врачи. Помогали, чем могли, справлялись о здоровье, обстановке. Разве сейчас такое есть?! Тогда ведь все было иначе. Нас учили, что в основе жизни — это служение Отечеству, людям.
Спустя много лет от событий тех дней, когда я уже работал председателем Совета ветеранов Королева, у меня тяжело заболела жена. Она без движения была почти полтора года. Я за ней ухаживал, но тем не менее каждый день на три часа уходил в Совет ветеранов. К этому можно относиться по-разному. Но тогда я считал, что это мой долг. Я старался заботиться и о семье, и о Совете.
О выборе пути и превратностях судьбы
— В семье я был старшим ребенком. Сначала на фронт ушел мой отец, мать осталась одна. Затем и меня пригласили в военкомат, там сидела комиссия. Нас было примерно сто человек, но выбрали всего двадцать, в том числе и меня. Отбор шел в части «Катюш». Отбор шел персональный, ведь тогда это еще были секретные части. Таким образом, в 1943-м году меня призвали во 2-ю Гвардейскую минометную бригаду. Спустя пять лет окончил Московское Гвардейское краснознаменное артиллерийское минометное училище.
Воевать — одно дело, совсем другое — учить.
Мы как-то с женой сели и посчитали — из 24 лет службы в Плесецке (Архангельская область. — Прим. ред.) я Новый год с ней отмечал всего три раза. Почему? Да потому что все время я был с людьми. Как только праздники, так вводились усиленные боевые дежурства. Поэтому в те минуты я был с личным боевым составом. А есть такая пословица: «Куда ни целуй, а все в это место». Солдат есть солдат, с ним надо заниматься.
О людях
— Моя последняя должность была — начальник штаба Плесецкого космодрома. Шесть лет отработал в этой должности. А начинал я начальником группы подготовки двигательных установок.
Командиром полка на Плесецком космодроме был шесть лет. И за все это время у меня был только один случай конфликтных взаимоотношений. И то, я человека отдал под военный трибунал. Далее все было спокойно — все знали, что халатность я не пропущу. С личным составом мы занимались и по категориям, и по возрасту, и даже по национальностям. Я помню случай, когда будучи замначальника штаба полигона, мне пожаловались чеченцы на своего старшину. Он ругался матом, а для них это было недопустимо. Я собрал их всех, поговорил. Спрашиваю: «Ну что будем делать?» Все молчат. Тогда я говорю, что принял решение арестовать старшину на пять суток. Опять все молчат. Вдруг один встает и говорит: «Не надо, товарищ полковник, не надо». Видите, как просят. Я пошел навстречу, и ситуацию разрешили полюбовно. Я тогда спросил ребят: «Вас в армию кто провожал?» Они говорят: «Мула». Разговорились. Мула им сказал, что они могут и полы мыть, и есть все, что угодно. А после возвращения пообещал им отпустить.
Я к чему веду. В работе с людьми всегда надо учитывать особенности. И поэтому такой подход всегда давал хороший результат.
Об алкоголе
— Несение боевого дежурства — это очень тяжелое дело. Заступали еженедельно, основная задача — государственная безопасность. А если солдат, не дай бог, выпил где-то 50 граммов, я был обязан отдать его под военный трибунал за нарушение дежурства. Поэтому когда некоторые родители присылали посылки, а там то в грелках, то во фляжках — алкоголь, у меня было правило, когда дежурный приглашал офицера вскрывать посылку. Солдат все достает. Ага, фляжка. С чем? Со спиртом. Выливай!
Всю свою жизнь Василий Курбатов верит в человеческий выбор. Во времена службы на Плесецком космодроме столкнулся он с серьезным пожаром в тайге. Огонь подходил к военным сооружениям. С помощью техники возгорание удалось потушить, но Василий Васильевич получил травму и ожог. Времени болеть не было — пришел новый приказ. Врач предупредил, что может начаться гангрена и настоял на госпитализации. Курбатов отказался и вылетел на задание. Пришлось прыгать с вертолета прямо в болото. Удивительно, но через четыре дня рана затянулась.
В этом поступке весь характер Василия Курбатова. Он жил и живет на полной самоотдаче. После увольнения из армии с 1984 года возглавляет Совет ветеранов Королева. Много работает с молодежью, участвует в общественной жизни города и области. Про болезни, горести и беды вспоминает редко — времени нет. Но всегда и в любых ситуациях помнит наказ матери: «Помогай людям, сынок».
ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ
Скромный, застенчивый житель города Жуковский Павел Кочетков — последний из оставшихся в живых в Московской области обладателей звания Герой Советского Союза, полученного в годы Великой Отечественной. Всего за годы войны он совершил 101 боевой вылет, лично сбил 2 самолета противника.
Павел Николаевич в этом году отметил свое 95-летие.
Награжден он также орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.