Жители увели незаконную дорогу в тупик

Верховный суд оставил в силе решение об отмене строительства трассы «Южный обход» в пользу простых граждан

Верховный суд РФ поставил точку в конфликте между властями Московской области и жителями домов, попадавших под снос ради строительства трассы «Южный обход города Подольска». Суд высшей инстанции поддержал простых жителей Подмосковья. В нашей стране еще не было случаев отмены проекта планировки территории для строительства дороги стоимостью несколько миллиардов из-за нарушения частных интересов отдельных граждан, в связи с чем решение суда можно назвать беспрецедентным.

Верховный суд оставил в силе решение об отмене строительства трассы «Южный обход» в пользу простых граждан

«МК» неоднократно писал о конфликте, который возник между властями области и жителями, чьи дома хотели снести под строительство трассы «Южный обход г. Подольска». Эта дорога была призвана разгрузить город от пробок и обеспечить выезд в Москву жителям военного микрорайона Кузнечики и Подольских Просторов, расположенных рядом. Но под развязку либо 20 домов попадали под снос, либо под вырубку — природный заказник «Широколиственный лес Подольского лесничества». Как объясняли «МК» сами проектировщики, дома решили снести из-за боязни скандала, подобного химкинскому.

Судебные баталии начались с того, что жители получили в конвертах с надписью «150 лет отмены крепостного права» письма о том, что их земля изымается под строительство трассы, и согласия собственников при этом не требуется. Не дожидаясь исполнения написанного, они оспорили требования об изъятии у них земли в Подольском городском суде. Заявители требовали документы, на основании которых был разработан и утвержден проект планировки трассы и которые, как говорили в областном правительстве, давно находятся в государственной экспертизе. Оказалось, что трассы «Южный обход г. Подольска» нет ни в одном документе территориального планирования региона и муниципального образования, хотя именно на них ссылаются разработчики в обосновании выбора варианта.

Жители запросили в подольской администрации полный перечень документов, на основании которых она собирается изъять землю. Ответа не было, поэтому документы запросили через суд. В конце концов юрист администрации письменно заявил суду, что в подольскую мэрию никогда не поступало ни одного документа, связанного с данной транспортной развязкой. 22 декабря 2011 года подольский суд удовлетворил требования заявителей, а 29 марта прошлого года это решение поддержал и Мособлсуд.

Но конфликт граждан и властей продолжался. В прошлом году на одном из официальных сайтов жителям удалось обнаружить неопубликованное в печати постановление правительства Подмосковья об утверждении проекта планировки территории для строительства автомобильной дороги «Южный обход г. Подольска». Этот акт был подписан 3 мая 2012 года еще Борисом Громовым. В проекте планировки был воплощен единственный вариант строительства дороги, подразумевавший изъятие у заявителей земли и снос их домов. Митингов и акций протеста возмущенные жители в Подольске не устраивали, а поспешили с соответствующим требованием в Мособлсуд, который уполномочен отменить незаконный региональный нормативный акт.

Заявление граждан рассматривалось по первой инстанции полгода, а судебный процесс стал еще более ожесточенным, чем предыдущий. Кстати, тогда наконец стали известны характеристики планируемой развязки. И оказалось, что кольцо сможет пропустить максимум 12 тыс. машин в сутки, при том что уже сейчас пропускная способность на ровной трассе в этом месте — 28 тыс. машин в сутки, и это без учета жителей микрорайона Кузнечики.

Альтернативных вариантов дороги от разработчиков не могли добиться больше года. В официальном ответе из Мособлэкспертизы «МК» сообщалось, что всего проектов рассматривалось пять, в том числе и компромиссный вариант с вырубкой участка леса, но без сноса. Судью уверяли, что вариант со сносом домов неожиданно оказался самым дешевым. А главное, ни в одном документе, кроме оспариваемого проекта планировки, нет упоминания о двухуровневой развязке, под которую сносят дома. На суде вдруг выяснилось, что государство заказывало разработчику спроектировать одноуровневую развязку. Оказывается, что без каких-либо дополнительных распоряжений разработчики спроектировали развязку в двух уровнях, определив под снос 20 домов.

Заявители обратили на это внимание в Мособлсуде и тут же привели аргумент: конкурс на разработку проекта планировки в установленном порядке не проводился. Суд тут же выяснил, что единственным участником конкурса на разработку строительного проекта (предшествующего проекту планировки) являлась некая коммерческая фирма, которая без каких-либо правовых оснований заключила с Главным управлением дорожного хозяйства области договор на разработку уже проекта планировки. Это обстоятельство стало решающим в споре, и 10 декабря прошлого года Мособлсуд удовлетворил требования жителей в полном объеме.

Тогда власти обратились в Верховный суд. Накануне слушания дела в информагентствах появились сообщения о том, что, «несмотря на волну критики со стороны жителей Подольска и Климовска, стартовало строительство трассы «Южный обход Подольска». ЗАО «Центродорстрой» приступило к воплощению объекта в жизнь. О начале строительства трассы говорят работы, проводимые сейчас организацией на земельном участке, расположенном от Симферопольской улицы в Климовске до поселка Леспроект Лаговского сельского поселения Подольского района». Но и этот суд жители выиграли.

Выступление судьи-докладчика Верховного суда РФ началось со слов: «Дело безумно интересное. Даже не знаю, с чего начать».

Суд задал ряд конкретных вопросов стороне, подавшей апелляцию, а именно представителям областных властей, Главного управления дорожного хозяйства МО и администрации городского округа Подольск. Выслушав ответы, судьи изумленно вопрошали: «И эта дорога уже строится?!»

Интригой процесса стало представление апелляторами неизвестно откуда появившихся новых доказательств: Государственного контракта с участием строительной фирмы и Главного управления дорожного хозяйства Подмосковья, двух протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на разработку строительного проекта трассы, распоряжения Правительства Российской Федерации, которым Спецстрой России определен единственным исполнителем проекта. Однако все эти документы касались транспортной развязки в одном уровне кольцевого типа, в то время как заявителями оспаривался проект планировки двухуровневой развязки по типу путепровода.

После длительных обсуждений указанные документы были все-таки приняты судом в качестве доказательств по делу. Но, судя по всему, служители Фемиды установили, что государственный контракт на разработку проекта планировки трассы и двухуровневой развязки не заключался. Генеральная прокуратура РФ, представитель которой участвовал в судебном процессе, поддержала доводы заявителей и принятое в их пользу решение суда.

В результате Верховный суд Российской Федерации постановил признать недействующим со дня принятия постановление правительства Московской области от 3 мая 2012 года №659/16 «Об утверждении проекта планировки территории для строительства автомобильной дороги «Южный обход г. Подольска» в Подольском муниципальном районе, городском округе Подольск Московской области» в части пункта 1, которым утвержден прилагаемый проект планировки территории для размещения автомобильной дороги «Южный обход г. Подольска».

Теперь за дело возьмутся правоохранительные органы. По поручению Генеральной прокуратуры следственными органами ведется проверка обоснованности выделения бюджетных средств на проектирование и строительство автодороги «Южный обход г. Подольска», не существующей в схемах территориального планирования, а также рассматривается вопрос о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, представивших в ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» официальные документы, содержащие заведомо ложные сведения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру