Однако уже за этот короткий срок в области здравоохранения Московской области делается много. И в первую очередь решается проблема с обеспечением лекарствами льготных категорий граждан. Подмосковье вступило в программу модернизации системы здравоохранения. А это значит, что строятся новые медучреждения — 12 апреля в Трехгорке открывается новая поликлиника для взрослых, а в июне заработает детская, создаются электронные регистратуры, увеличиваются зарплаты медицинских работников. О том, какие перемены ждут подмосковную медицину в ближайшее время и как они повлияют на качество жизни каждого жителя региона в интервью «МК» рассказывает министр здравоохранения Московской области Нина Суслонова.
— Нина Владимировна, как сейчас обстоят дела в Подмосковье с лекарственным обеспечением льготников?
— К сожалению, у нас были серьезные перебои в начале года — это надо признать. Сейчас ситуация со льготным лекарственным обеспечением стабилизируется — на закупку лекарств в бюджете области заложено 3, 5 миллиарда рублей. Не каждый регион вкладывает столько средств для обеспечения льготных категорий граждан, а их в Московской области проживает около 700 тысяч. Более 180 тысяч пациентов с онкологическими заболеваниями, около 200 тысяч страдают сахарным диабетом, из них 66 тысяч льготников нуждаются в инсулинотерапии.
На сегодняшний день закуплено медикаментов на 1,5 миллиарда рублей, в том числе на 700 миллионов для лечения сахарного диабета и онкологических заболеваний. Кроме того, в области на 18% увеличено количество аптек, осуществляющих отпуск льготных лекарственных препаратов. С начала этого года выписано 430 тысяч рецептов и поставлено в аптеки медикаментов на сумму 850 миллионов рублей.
По распоряжению губернатора мы уточнили бюджет еще на 200 миллионов рублей и обеспечили детей полностью 100% всеми препаратами. Дети получают только сверхочищенные инсулины хорошего качества.
Сегодня каждый житель Московской области может задать любой вопрос по лекарственному обеспечению по телефону «горячей линии»: 8 (496) 265-29-55.
— Cвиной грипп продолжает свое шествие по Подмосковью, и за эту зиму есть жертвы: двое детей и один взрослый. Что нам от него ждать дальше?
— Грипп бывает разный, существует насколько его штаммов. Если говорить о форме, которую мы все боимся — А/Н1N1, то за эту зиму свиным гриппом переболел 31 человек. Трое погибших. Остальных вылечили. Гибель детей — это, конечно, трагедия, и прежде всего для родителей. Но когда мы подняли амбулаторные карты, обнаружили, что мамы своей собственной рукой написали отказ от прививок, которые предложили сделать детям участковые врачи-педиатры. Кроме того, было упущено драгоценное время. По крайней мере у девочки точно, потому что она пять дней наблюдалась дома, не была вовремя госпитализирована и не получила должного лечения на раннем этапе. А здесь главное — это раннее начало лечения с обязательным подключением противовирусных и антибактериальных препаратов, для того чтобы не было осложнений. А/H1N1 уже возник, он циркулирует, и мы не можем от него оградить наше население. Любой человек может им заболеть. Поэтому мы должны принимать сегодня все профилактические меры, для того чтобы этого не случилось.
Любой штамм гриппа сегодня лечится. Противовирусными препаратами и вакцинацией мы можем оказать человеку реальную помощь. Если профилактику применять в полном объеме, то фактически человек надежно защищен. Главное, чтобы это было сделано своевременно. Мы говорили и говорим, что нужно прививать и школьников, и их преподавателей. Группы риска — это большие коллективы. Но мы не можем никого заставлять, вакцинация — дело добровольное. Вместо прививки человек может принимать противовирусный препарат. Но, конечно, прививка, если нет противопоказаний, — это более надежный метод защиты.
Кадры и деньги решают все
— Много споров идет вокруг того, какие медуслуги являются платными, а какие — бесплатными. Откуда пациент, который пришел в поликлинику, узнает, что бесплатно, а за что нужно платить?
— Есть такой документ, как программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению. Там все стандарты прописаны. Соответственно, каждый человек в рамках этого документа получает бесплатную медицинскую помощь. Документ этот не секретный. Я сейчас распорядилась, чтобы в каждой поликлинике, в каждом лечебном учреждении он присутствовал на видном месте, написан в понятной, доступной форме, то есть чтобы все, кто пожелает, могли с ним ознакомиться.
Платная услуга — это уже отдельный документ. В нем представлены сервисные услуги — то, что пациент хочет получить без назначения врача по собственному желанию, и то, что не входит в необходимый минимум. Например, болеет человек пневмонией — значит, он может бесплатно сдать анализы, сделать рентгенографию легких, получить определенный набор препаратов — это все входит в стандарт, и человек это получает бесплатно. А если он что-то пожелает сам (например, сделать томографию, если это не показано врачом), значит, он вправе заплатить и получить эту услугу. Существует прейскурант цен, который тоже контролируется в зависимости от себестоимости услуги.
— Насколько здравоохранение области сегодня обеспечено кадрами?
— Дефицит существует. Это особенность Московской области, потому что мы соседствуем с Москвой, где зарплаты традиционно выше. Мы, конечно, к ним стремимся, но пока еще не догнали. Хотя у нас сейчас несколько снизились темпы оттока медицинских кадров в Москву. Поэтому наша задача сегодня (об этом говорит врио губернатора) — и в повышении заработной платы медработникам, и в обеспечении их соцпакетом. У нас есть муниципалитеты, которые, к примеру, предоставляют жилье медработникам. И на сегодняшний день мы думаем над социальной программой для наших кадров и бюджетников в целом и о том, как обеспечить их жильем. Это основной вопрос, который нам позволит привлечь медиков в систему. И второй момент — это, конечно, создание нормальных условий работы. Если мы развиваем высокие технологии, если мы работаем по современным стандартам, если человек видит, что он приходит работать в хорошие условия, он здесь останется.
— Что будет с зарплатами врачей и младшего медперсонала?
— Заработная плата медработников будет повышаться, об этом уже заявил Андрей Воробьев: на 6% — в мае и на 9% — в сентябре. Эти деньги в бюджете предусмотрены. На сегодняшний день зарплата у подмосковных врачей составляет более 45 тысяч, более 28 тысяч — у среднего медперсонала и более 17 тысяч — у младшего. Мы должны выполнить указ Президента РФ и к 2018 году увеличить заработную плату на 100% у младшего и среднего персонала и на 200% — у врачей. Зарплата будет дифференцирована, потому что мы работаем в новых условиях оплаты труда. Это базовые оклады, в которых главная составляющая — стимулирующая часть. Там предусмотрены компенсационные выплаты, которые мы в обязательном порядке должны выплатить («ночные», за вредные условия труда и т.д.). А есть стимулирующие, которые получает каждый медработник в зависимости от объема и результата своего труда и которые мы планируем в базовой части довести до 30% и выше.
Кстати, здесь очень важный момент мы уделяем профилактической составляющей. В Московской области прошел пилотный проект по диспансеризации населения в два этапа. Первый — это скрининг, где активно были задействованы наши центры здоровья, профилактические кабинеты, а второй этап — это более углубленное диагностическое обследование в зависимости от наличия патологии — с помощью рентгеновских аппаратов и других видов специализированной техники, которая получена в рамках модернизации и дооборудования наших медучреждений и выведена на поликлинический уровень. Конечно, это дополнительная нагрузка на врачей, с одной стороны, но с другой — в зависимости от количества пациентов и качества оказанной медицинской помощи зарплата медперсонала будет увеличиваться.
Поликлиники на колесах
— Но в то же время зарплата медиков Подмосковья, работающих на «скорой помощи», снизилась...
— Это произошло в январе, когда не оплачивались вызовы к больным без медицинских полисов, документов, а также по ложным вызовам, а таких в среднем 10–12%, в некоторых районах доходит до 25–30%. Мы перешли на систему финансирования за счет средств ОМС и усилился контроль над оказанием услуг «скорой помощи». Если на Западе вызывают «скорую» и человек не нуждается в госпитализации, тогда этот вызов оплачивает пациент. У нас такого нет, поэтому обслуживаются абсолютно все вызовы. А это затраты, потому что услуги «скорой помощи» стоят достаточно дорого. Но здесь есть и другой момент — дефицит в поликлиническом звене врачей, поэтому если мы еще сократим «скорую помощь», то просто ограничим доступность этой помощи нашему населению. Все равно она едет и оказывает помощь на дому — элементарно чтобы снизить артериальное давление…
Что касается снижения заработной платы — мы поняли, почему это произошло, сейчас повысили тариф и уже по данным февраля-марта зарплату выровняли. В марте она уже превысила уровень 2012 года.
Мы будем создавать единую диспетчерскую службу «скорой помощи», чтобы фиксировался каждый вызов, отслеживался в режиме онлайн, то есть куда «скорая» поехала, на какой вызов, сколько времени он занял. В программе развития здравоохранения Московской области, которую мы сейчас принимаем в рамках федеральной программы до 2018 года, есть свои показатели и нормативы, которые мы должны выполнять. Хотя в Московской области их выполнить не так-то просто. Это не Москва, которая более компактный регион, а норматив для всей России один — 80% машин «скорой помощи» должны приезжать на вызов в течение 20 минут. Понимаете, какие у нас расстояния и насколько грамотно нужно продумать, учитывая наши переезды, дороги и отдаленные точки, эту информационно-транспортную систему — по инфраструктуре, по возможности доехать до больного вовремя.
Уже в этом году мы объявим конкурс на закупку 14 передвижных мобильных микрополиклиник и фельдшерско-акушерских пунктов. Они будут постоянно находиться в движении и оказывать поликлиническую помощь в отдаленных населенных пунктах. Для этого территорию Московской области разбили на 12 округов, по которым они будут курсировать с учетом численности населения, размера территории и развитости транспортной инфраструктуры. Причем они будут оснащены не только современным медицинским оборудованием, но и современной связью по типу «телемедицинской». С ее помощью можно будет не только провести консультацию с профильным медучреждением в режиме онлайн, а еще и дистанционно переправлять информацию — например, рентгеновские снимки с цифровых аппаратов, ЭКГ, чтобы профессионалы могли их расшифровать, поставить диагноз и принять правильное решение, куда везти этого больного, не теряя времени. Ведь сейчас очень много жалоб, что повезли не туда, потеряли время, не оказали своевременную помощь, потому что не был точно поставлен диагноз. Мы же не можем в каждую участковую больницу поставить компьютерный томограф. Да это и не нужно. Мы сейчас работаем с федеральными институтами, чтобы создавать такую взаимосвязь. Это и наши ведущие институты — МОНИКИ, МОНИАГ. Таким образом, у нас будет единый формат грамотной расшифровки, диагностики, а также контроля и мониторинга.
Люди пойдут туда, где их лучше обслужат
— Может ли больной в Подмосковье выбирать врача?
— Может. Законы позволяют выбирать и врача, и лечебное учреждение. Человек пишет заявление, где он будет обслуживаться в течение года, к какому лечебному учреждению или врачу он хотел бы прикрепиться. Наше финансирование исходит исключительно из услуги, то есть у нас более свободное перемещение пациентов — к какому хочет врачу, к такому и идет. Система ОМС позволяет: оплата связана в том числе и с количеством обслуживаемого населения. Сегодня человек, выбирая учреждение, тем самым создает между ними конкурентную среду. Понятно, что люди пойдут туда, где их лучше обслуживают. Значит, это лечебное учреждение больше заработает и у его врачей будет выше зарплата. Таким образом, пациенты стимулируют наши медучреждения на хорошую работу.
— Сейчас повсеместно внедряются современные системы информатизации. Когда в Подмосковье можно будет записаться к врачу через Интернет?
— В августе мы переходим на электронную регистратуру по всей Московской области — с возможностью записаться к врачу через Интернет. Будут созданы call-центры при поликлиниках, и в круглосуточном режиме люди могут записываться к врачу в любое удобное для них время. Без этих журналов и очередей в регистратурах, которые, безусловно, еще будут существовать, потому что пожилое население у нас не сразу перейдет на Интернет.
— На всю область нет ни одного хосписа. Эта проблема как-то решается?
Мы очень серьезно занимаемся этой проблемой. В области дефицит коечного фонда, поэтому будем создавать центры паллиативной медицины. Сейчас планируем, где они появятся. Это позволит сокращать время пребывания больных в стационаре и открывать «койки ухода» по окружному принципу, а потом — по муниципальному, в зависимости от потребностей и возраста населения. Центры появятся в тех районах, где проживает население более старшего возраста, где есть люди, которые нуждаются в долечивании, — это онкологические больные, инвалиды…
Все лучшее — детям!
— Одним из приоритетов отрасли провозглашена охрана материнства и детства. Здесь самые острые проблемы. Как их решать?
— За 10 лет в Подмосковье количество родов выросло на 79% — с 47 тыс. до 78,5 тыс. детей. В 2012 году у нас зарегистрировано 84,5 тыс. новорожденных. До 2018 года мы прогнозируем увеличение рождаемости до 90 тысяч. Нам на сегодняшний день не хватает 600 акушерских коек — с учетом прогноза увеличения рождаемости. Поэтому в Подмосковье будут построены три перинатальных центра. Сейчас мы выбираем наиболее удачный и современный проект. В среднем они будут рассчитаны на 150 коек. Мы постарались, чтобы центры были расположены как можно более эффективно в зависимости от количества проживающего населения, родов и расстояний, — это Щелково, Наро-Фоминск и Коломна. Кроме того, появятся и современные роддома в Сергиевом Посаде и Раменском. У нас уже есть свой перинатальный центр в Балашихе, где очень высокий уровень оказания медуслуг, а также МОНИАГ — высокоспециализированное учреждение с современными технологиями.
Что такое перинатальный центр? Это усиленная реанимация, это выхаживание детей с низкой массой тела — до 500 граммов. Таких детей не просто нужно выходить — они должны стать здоровыми, полноценными детьми. То есть им в первые же часы жизни должна быть оказана квалифицированная медпомощь, прежде всего реанимационная. И, конечно, это ведение беременности женщин с патологиями. Мы полагаем, что эти центры возьмут на себя всю эту нагрузку.
Главное — попасть в «золотое окно»
— До 2016 года в Московской области планируется создать 35 сосудистых центров. Уже решено, где именно?
— Да, известно. Это все наши крупные центральные районные больницы, которые располагают хорошими ресурсами, и прежде всего кадровым потенциалом, который будет оказывать помощь больным с инфарктами и инсультами. Основная цель — расположить центры таким образом, чтобы мы могли своевременно довезти этих людей до больниц. Существует такое понятие, как «золотое окно», — три часа, в течение которых больного с сосудистым заболеванием нужно успеть доставить в стационар. И дальше задача — быстро (не по клинике, а за счет диагностики — рентгеновской, компьютерной томографии, МРТ) определить, какого рода инсульт, чтобы тут же начать правильное лечение.
Мы внедряем современную методику тромболизиса — тромб можно просто растворить. Тогда у человека не возникает ишемии, некроза мышечных тканей, и здоровье полностью восстанавливается. Раньше такие люди у нас становились инвалидами или погибали.
Следующий момент — это реабилитация с первых дней госпитализации больного. Тут уже начинают работать и неврологи, и логопеды, и реабилитологи. Больной практически восстанавливается. Если раньше люди в 80% становились инвалидами, то сейчас мы должны поменять это соотношение: не 80 на 20, а 20 на 80. То есть 80% должны полностью восстановить здоровье, чтобы человек вернулся к нормальной полноценной жизни, чтобы он был и семье полезен, и обществу.
Инсульты, как и инфаркты, «помолодели»: им подвержены мужчины трудоспособного возраста. А это недожитые человеком годы, это семейные трагедии, нерожденные дети и т.п. Поэтому центры и создаются для того, чтобы сократить время доставки больного и чтобы была оказана скорейшая, полноценная в полном объеме медпомощь.
СПРАВКА "МК"
Нина Владимировна Суслонова родилась 9 августа 1960 года в поселке Мамакан Иркутской области. В 1984 году окончила медицинский факультет Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова по специальности «лечебное дело». С 1986 года работала врачом. В 1994 году защитила кандидатскую диссертацию.
В 1996-м окончила Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «юриспруденция».
2000 год — министр здравоохранения Чувашской Республики.
2005 год — министр здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
2007 год — заместитель председателя кабинета министров Чувашской Республики — министр здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
2010 год — председатель кабинета министров Чувашской Республики.
2011 год — начальник управления здравоохранения г. Сочи.
С ноября 2011 года — заместитель руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы.
14 января 2013 года назначена на должность министра здравоохранения Московской области.
Заслуженный врач Российской Федерации (2005). Орден «За заслуги перед Чувашской Республикой» (2010), знак «Отличник здравоохранения» (2002). Доктор медицинских наук.