От трассы М5 дорога петляет по полям до деревни Афанасьево километра два. Вот мы вроде бы подъехали, но тут машина вязнет в снегу. Дальше пешком по деревенской улице. Спрашиваем у мужика, откапывающего машину, где дом 31.
— В конце улицы телефонная будка да магазин заброшенный, а за ним их дом, — тут же указывают направление мужичок. Семью Антроповых в деревне знает каждый, их род в Афанасьеве живет более века.
Десять лет я езжу по Московской области, но такой дом увидела впервые: крытый двор, где пасутся куры, переходит в сени, потом в холодную избу, дальше в сам дом. Чтобы войти, надо пригнуться, иначе головой стукнешься о притолоку. В доме жарко натопленная печка. Ощущение, что на машине времени мы перенеслись лет на 100 назад.
— Так правильно, этот дом еще мой дед построил в начале ХХ века, — встречает нас глава большого семейства 86-летний Анатолий Иванович. — Здесь до революции была барская усадьба, а наш дом стоял в другом месте. А потом дед здесь дом поставил. У меня рано умер отец, поэтому мама со мной и старшим братом вернулась жить к родителям. Так что всю жизнь здесь и прожил. Здесь и войну пережил, и женился, и дети родились.
У Капитолины Васильевны и Анатолия Ивановича три дочери, четыре внука, внучка и уже двое правнуков. За чаем с домашним сливовым вареньем разглядываем альбом с семейными фотографиями. Начинается альбом с фото деда и бабки. На карточке подпись «Фотоателье в Коломне», потом фото матери Анатолия Ивановича, еще совсем девочки.
— Это она с нашей барыней и другими деревенскими ребятишками, — рассказывает Анатолий Иванович. — Барыня всю деревенскую ребятню грамоте учила, а девочек — рукоделию. Добрая была.
Фото матери с маленьким Толиком на руках, а потом провал в истории — началась война. Анатолий Иванович вспоминает, как они с мальчишками тушили «зажигалки», как в соседний лес рухнул немецкий самолет, как собирали последнее «все для фронта, все для победы», как угоняли скотину. От рассказов наворачиваются слезы не только у нас, но и у стариков. Чувствует чета Антроповых себя обделенными вниманием властей, работниками военного трудового фронта их не считают, поскольку были они тогда еще детьми.
Началась мирная жизнь, появились новые фотографии. Молодые парни кружком среди березок, а вот две подружки-красавицы.
— Ой, так это же мама, когда они только познакомились, — присоединяется к нам средняя дочь Вера. — Она красавица была.
Капитолина Васильевна из соседней деревни. В Афанасьево они приходили смотреть кино, которое крутили в клубе — бывшем барском доме, так и познакомились. А потом Анатолий Иванович ушел в армию. За три года где только не довелось служить: и в коннице, в Москве, и в связистах, на Урале, и последних бандеровцев ловил на Западной Украине. А вот еще одна интересная карточка. На ней бравый военный возле правительственного автомобиля.
— Это мой дядя, он был личным шофером у Жукова, — открывает семейную тайну Антропов. — Я хотел после службы остаться в Москве, даже место мне дядя выхлопотал на Лубянке, но потом начальство сменилось. Не удалось, может, и к лучшему...
Анатолий Иванович вернулся в родной колхоз имени II пятилетки и продолжил встречи с красавицей, хохотушкой Капой. Поженились.
— Жизнь после войны была даже тяжелее, чем во время нее, — вспоминает Капитолина Васильевна. — Со свекровью мы не покладая рук работали в своем огороде, чтобы прокормиться, причем еще и перевыполняли норму в колхозе.
Дорог тогда в округе не было, единственная транспортная артерия — Ока, по ней на баржах отправляли урожай. Деревенский транспорт — лошадь да велосипед. А еще кроме работы в колхозе была активная общественная деятельность. Анатолий Иванович охотник, почетный лесник. Но главной их заботой была семья. Несмотря на трудности, жили весело и дружно. За стариками ухаживали. Перед самым новым 1954 годом в семье родилась первая дочка Галя.
На фото маленькие дети, подросшие, деревенские свадьбы. Все три дочери Антроповых повыходили замуж здесь же, в деревне, и разъехались по всей Московской области: Коломна, Зеленоград, Балашиха.
— В июне выходит замуж младшая внучка, Катюша, дожить бы, — вздыхает Капитолина Васильевна. — Дай бог, чтобы у нее жизнь удалась. Весь секрет семейной жизни во взаимной поддержке друг друга и уважении.
Но это вовсе не значит, что мир Антроповых замкнулся в рамках семейного быта. Вместе с фотографиями Анатолий Иванович показывает нам подшивки газет начиная с 1941 года. Вот «МК» 1989 года с Ельциным на трибуне. Чета Антроповых — давние поклонники нашей газеты, граждане политически подкованные, следящие за последними новостями.
— Для меня то, как относятся друг к другу бабушка и дедушка, — пример для подражания, — говорит внук Сергей. — Они жили, не отступая от тех советских нравственных правил, которые очень близки к православным канонам. Думаю, что именно это и помогло им прожить так долго и красиво. Я понимаю, что главное в жизни людей — семейственность, то есть можно всего добиться, если тебя поддерживает семья.
В наше время непрочных семейных уз и гражданских браков их союз кажется чем-то невероятным, редким исключением из правил. Причины супружеского долголетия Антроповых соседи видят по-разному. Одни называют крестьянские корни, другие — черты характера: высокое чувство долга, ответственности, третьи — преданность друг другу и настоящую любовь.