— О том, что процедура публичных слушаний далеко не совершенна, заявлял еще Сергей Шойгу во время посещения Цаговского леса: власти вроде бы проводят слушания, соблюдая закон, но все равно получают очередной «Химкинский лес». Тогда он дал поручения подготовить некий «закон о референдуме», и вы подготовили поправки. В чем их суть?
— Работа над законодательной инициативой началась действительно после того, как Сергей Шойгу посетил Жуковский и Кучинскую рощу, где, как вы помните, были серьезные конфликты на фоне вырубки зеленых насаждений. Кроме этого за полгода в регионе прошло еще 160 протестных выступлений по поводу принятия генпланов, точечной застройки. Стало очевидно, что механизм публичных слушаний, в ходе которых надо было находить компромисс с населением, работает недостаточно эффективно. Мы провели ряд обсуждений с экспертами, а также представителями общественности и различных партий. Оказалось, что недоработки три: рекомендательный характер результатов публичных слушаний, неясно прописанная процедура извещения жителей о проведении слушаний, и не определено, кто именно от общественности должен на них присутствовать. В результате мы имели повсеместную картину, когда объявление о проведении слушаний публиковалось мелким шрифтом в «подвалах» газет — и жители узнавали о них просто случайно. Обсуждение назначалось в разгар рабочего дня – и мало кто мог туда попасть. Нередко просто завозили людей на автобусах, которые голосовали так, как нужно организаторам публичных слушаний. И наконец, если даже все собравшиеся были против, все равно в итоге проект могли утвердить. Разработанное нами положение эти «дыры» закрывает. В положении дается определение понятия «заинтересованных лиц». Теперь посещать слушания смогут жители, зарегистрированные на указанной территории, правообладатели земельных участков и капитальных строений, интересы которых могут быть нарушены. Объявления о слушаниях должны публиковаться на первой полосе не менее чем на 1/8 полосы газеты в рамке. И если 2/3 жителей проголосуют за отмену проекта, организаторы слушаний обязаны будут принимать это во внимание.
— Когда инициативы получат ход?
— Сейчас мы выносим их на Высший совет при губернаторе — и они начнут действовать на территории региона в качестве рекомендуемых. Далее мы предполагаем вынесение вопроса на Мособлдуму и надеемся на хорошие перспективы на федеральном уровне.
— Пока федеральное законодательство не поменялось, вы уверены, что муниципальные власти последуют новым правилам?
— Это в интересах самих глав: скандальные застройки и вырубки стали притчей во языцех, они действительно сильно дестабилизируют социально-политическую ситуацию в районах и подрывают рейтинги тех же глав.
— В случае чего будете увольнять?
— Прямо увольнять мы никого не можем, но главы сами пишут заявления об увольнении. Не могу утверждать, что это прямо связано с протестами на местах. Но скажу как бывший физик: обратите внимание, есть корреляция.
— Вы проводили масштабное социологическое исследование в регионе. Определяли уровень доверия к власти, рейтинг проблем. Есть интересные выводы?
— Исследование действительно было масштабным: мы опросили 40 тыс. человек. Проводило его уважаемое федеральное агентство, независимость которого не подвергается никакому сомнению. Оказалось, что 60% населения удовлетворены жизнью в Подмосковье. Однако при оценке доверия к власти многие говорят о снижении доверия. Это вообще русская ментальность — как бы хорошо ни жилось, власть всегда плохая.
— А как с протестным потенциалом в регионе?
— В основном потенциал протестных действий крайне низок. Люди могут ворчать на кухнях, но не хотят выходить на улицы. Болотная ведь — это все-таки локальная история. В Московской области люди, с одной стороны, больше довольны жизнью, с другой — предпочитают не размахивать флагами, а решать вопросы другими методами.