По внутренней стороне МКАДа не спеша двигается караван легковых автомобилей. В головной машине — активисты, бросившие вызов нелегальной торговле омывающей жидкостью. Сразу за ними едут сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) МВД. Они обеспечивают законность акции. Еще почти дюжина легковушек — служебный транспорт журналистов. План такой: водитель головной машины Филипп находит предположительно нелегальную точку по продаже антизамерзайки, делает контрольную закупку и дает условный сигнал остальным. Сказано — сделано.
Чтобы натолкнуться на первого торговца с колес, пришлось одолеть не меньше десяти километров. «Обычно они буквально на каждом шагу стоят», — говорит активист Анастасия. «Стационарные точки расположены на каждом съезде с МКАДа и на выездах из города», — уточняет Филипп. Самый наплыв клиентов — при температуре от 0 до 3 градусов по Цельсию. В такую погоду пятилитровая канистра незамерзайки легко уходит за день, и очень кстати неподалеку оказываются торговцы синей жидкостью. А когда температура опускается ниже -15 градусов, точки торговли оперативно сворачиваются. Во-первых, потому, что канистры в мороз хватает на неделю, а во-вторых, незамерзайка, купленная с колес, в такие холода все равно замерзает, несмотря на амбициозные надписи на бочонках. Ребята подозревают, что сегодня торговцев кто-то предупредил, и те предусмотрительно свернули свой малый бизнес.
Тем не менее активисты находят свою жертву, и через пару минут Филипп приобретает пять литров жидкости за 100 рублей. Подоспевшие сотрудники УЭБиПК попросили торговца предъявить разрешение на торговлю, которого предсказуемо не оказалось. Дальше — ждем. Конфисковать товар без представителей УВД, оказывается, невозможно. «Осуществление физическим лицом торговой деятельности без разрешения — это административное нарушение, — комментирует сотрудник УЭБиПК. — Ему грозит штраф».
Но не только пресекать нелегальную торговлю вознамерились активисты. Зачастую в подобных точках продают незамерзайку, изготовленную с использованием метанола. И хотя использование этого вещества в производстве средств по уходу за автомобилем запрещено специальным постановлением Роспотребнадзора еще в 2007 году, хищная капиталистическая логика толкает торговцев именно к метанолу. «Себестоимость канистры жидкости на метаноле не превышает 32,5 рубля, в то время как лицензированные аналоги обходятся производителям в 80–100 рублей за точно такую же канистру, — комментирует Филипп. — На трассе же разница в цене незначительная. Только что я отдал 100 рублей, а вчера купил абсолютно нормальную жидкость за 119 рублей. Как видите, разница не такая, чтобы ради нее рисковать здоровьем и жизнью».
Чем же так страшен метанол? «Лицензированную незамерзающую жидкость делают на основе изопропила, — поясняет Филипп. — И тот и другой спирт опасны для здоровья. Но метанол не имеет запаха. Поэтому невозможно оценить концентрацию паров в салоне машины. В какой-то момент, при достаточной насыщенности паров метанола, теряется бдительность и внимание водителя, возможны приступы тошноты, слепота и потеря сознания. Что и говорить, принять метанол внутрь — верная смерть. Изопропил в свою очередь имеет характерный запах, который легко почувствовать. И если запах становится слишком едким, можно вовремя открыть окно и проветрить машину. Или, например, выйти прогуляться немного».
По словам Филиппа, на сегодня не существует лицензированных экспресс-тестов, помогающих с ходу определить, какого рода жидкость мы приобретаем. По крайней мере, специально изучая этот вопрос, он не обнаружил подобных приборов в продаже. Однако есть пара-тройка способов, которыми любой желающий может проверить жидкость. Способ первый (самый простой) — открутить крышку и оценить запах. Если незамерзайка не имеет запаха — вероятность 90%, что она изготовлена на метаноле. Способ второй (замысловатый) — берем медную проволоку и накаливаем ее докрасна с помощью горелки. Затем опускаем ее в исследуемую жидкость и пытаемся распробовать запах образующихся паров. Если отчетливо пахнет формалином — жидкость на метаноле. Понимая, что большинству автолюбителей не очень сподручно возить с собой горелки, Филипп раскрывает еще один секретный прием. Способ третий (кулинарный) — насыпаем столовую ложку пищевой соды в образец жидкости. Если сода полностью растворяется — жидкость на метаноле. Если образуется белый осадок — на изопропиле.
Этим методам Филипп обучал журналистов, пока те терпеливо ждали сотрудников УВД. По чистосердечному признанию торговца контрафактом, за день он реализует 30–40 канистр. А сколько таких точек по всей Москве? Похоже, нелегалы успешно заполняют востребованную рыночную нишу. По словам Филиппа, решить проблему метаноловой отравы можно, если появится большое количество доступных точек по всей Москве, где можно быстро приобрести качественную — на изопропиле — незамерзайку. «Да я бы и сам встал ей торговать, это же выгодно!» — резюмирует Филипп.