От выставок до свадеб: как московское метро стало центром культуры

Теперь это не просто транспорт

Московское метро изначально было уникальным культурным объектом. Его станции — настоящие произведения искусства, и поездка нередко превращается в увлекательное и познавательное путешествие. Приезжая на «Новослободскую», «Маяковскую», «Площадь Революции» и многие другие станции, пассажиры любуются их красотой.

В последние годы метро стало площадкой для проведения самых различных мероприятий. Речь идет, конечно, не только об экскурсиях, посвященных истории подземного транспорта. В метро проходят выставки художников и фотографов, показы мод, выступления музыкантов, актеров театра и кино. Наконец, здесь можно выйти замуж: ради молодоженов специалисты декорируют станции, превращая их в индивидуальные дворцы бракосочетания.

«МК» собрал самые популярные события, которые объединяют людей вокруг искусства и творчества непосредственно в метро, делая его живым гармоничным пространством.

Теперь это не просто транспорт
В начале ноября 2024 года на «Электрозаводскую» вернулись обновленные горельефы.

«Работницы Электрозавода» нашлись рядом с «Путейцами»

По поручению мэра Москвы метро продолжает развиваться как культурный центр, открывая новые горизонты для взаимодействия с искусством и обществом. Каждая поездка — не просто перемещение из одной точки в другую, а возможность прикоснуться к культуре своего города и ощутить его дух.

Московское метро смело можно назвать самым большим в мире музеем. Но поддерживать первозданный вид станций — дело очень непростое. Московский метрополитен активно занимается реставрацией и обновлением интерьеров и фасадов. На станциях восстанавливаются оригинальные элементы декора, добавляются художественные инсталляции и освещение.

С 2011 года в Московском метрополитене прошли работы по реставрации более чем двадцати станций, сообщил в своем телеграм-канале Сергей Собянин: «Сохраняем исторический облик станций московского метро. 48 из них — объекты культурного наследия. Некоторым с годами требуется реставрация. При восстановлении утраченных деталей и элементов декора стараемся сохранить их архитектурные особенности. Для этого используем архивные чертежи и фотографии».

Каждая реставрации необычна, работы таят в себе немало загадок и овеяны легендами. Вот — последний пример. В начале ноября 2024 года на «Электрозаводскую» вернулись обновленные горельефы работников предприятия, в честь которого и назвали станцию. Но вернулись они не просто после плановой реставрации, а спустя почти 70 лет.

Дело в том, что в середине прошлого столетия композиции «Путейцы» и «Работницы Электрозавода» были демонтированы с пилонов исторической платформы. На их месте требовалось установить гермозатворы — стратегические устройства, которые необходимы на случай чрезвычайных ситуаций: они изолируют участки метро друг от друга и от внешнего мира.

С тех пор и «Путейцы», и «Работницы» как в воду канули — и стали считаться утерянными. Но несколько лет назад их обнаружили на складе электродепо «Измайлово». Как и почему они там «затерялись», доподлинно неизвестно. Возможно, в 1950-е годы архитекторы не смогли найти для них подходящего места на платформе, а устанавливать на других станциях не стали — все же композиции делали специально для «Электрозаводской».

В наши дни место нашлось. Было принято решение вернуть горельефы на станцию — хотя, по понятным причинам, на другой участок. Однако сначала нужно было привести их в порядок.

Реставраторам пришлось серьезно потрудиться. Как рассказал директор проекта Роман Евтушенко, каждый из двух горельефов состоит из четырех частей. Одна из частей «Путейцев» была полностью утеряна. Специалисты смогли воссоздать ее по архивным фотографиям. Пришлось подбирать мрамор, который подходил по текстуре, цвету и качеству. Остальные части горельефов, в том числе «Работниц Электрозавода», тоже оказались серьезно повреждены. Пострадали и камень, и композиция в целом.

Но все трудности позади, реставрация окончена. Теперь композиции красуются в переходе между «Электрозаводской» Большой кольцевой и «Электрозаводской» Арбатско-Покровской линий метро.

Сам пересадочный узел, который объединяет две вышеназванные линии метро, третий Московский центральный диаметр и остановки наземного городского транспорта, почти готов. Осталось закончить архитектурную отделку, смонтировать электросети и завершить пусконаладку оборудования.

Тайна скамеек на «Новокузнецкой» будоражит пассажиров

Исторический облик путевых стен вернули станции «Красносельская». Технологи воссоздали утраченные фрагменты оригинальной керамической плитки. Для максимального сходства новые детали окрашивали разными глазурями.

В прошлом году мастера восстановили утраченные элементы в вестибюлях «Новослободской» и «Рижской». На «Проспекте Мира» воссоздали элементы декора, на станции «Смоленская» — оригинальные светильники. Готовится к реставрации станция «Новослободская»: в вестибюле отреставрируют шесть люстр, которые работают без серьезного «обновления» со времени открытия станции, больше семи десятков лет.

Еще один интересный пример. На купол вестибюля станции «Бауманская» специалисты вернули люстру со звездами в центре и по периметру, а на стены — другие светильники, многие годы не выполнявшие своего непосредственного предназначения. Реставратор Александр Иванов рассказывает, что восстанавливали исторический объект по чертежам и теперь освещение вестибюля отвечает задумке архитекторов станции.

На полу возле турникетов воссоздали мозаику, которую миллионы пассажиров стерли ногами за десятки лет до неузнаваемости. На торцевой стене подправили портрет вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. «Панно было изменено в ранний хрущевский период: тогда убрали рельеф Сталина, а голову Ленина «повернули» в другую сторону», — комментирует Александр Иванов. Нынче же реставраторы возвращать на панно Сталина не стали, а вот профиль Ленина сделали таким, каким он был раньше, развернув на 180 градусов.

Архивные чертежи понадобились и для реставрации станции «Новокузнецкая». Под слоями краски гипсового фриза с изображением родов войск Красной Армии специалисты обнаружили первоначальный цвет 1940-х годов. Работы заняли несколько месяцев — велись ночами, чтобы не останавливать движение поездов.

Почистили реставраторы и скамейки с резными подлокотниками из мрамора, которые стоят между арками на платформе станции. Об этих сиденьях, кстати, долгое время ходили слухи — дескать, мраморные детали для них принесли на «Новокузнецкую» прямо из разрушенного храма Христа Спасителя. Правда, храм взорвали в 1931 году, а «Новокузнецкую» открыли в 1943-м. Есть и документы, подтверждающие, что авторство скамеек принадлежит архитекторам станции. Но люди верят в легенду и по сей день.

Подземка по-прежнему ждет талантливых музыкантов

Спектакли, театральные представления, киносеансы, ледовые шоу и выступления фокусников — еще один интересный аспект культурной жизни подземки. Некоторые театры проводят свои перформансы на станциях или даже в вагонах поезда, что позволяет зрителям стать частью уникального зрелища. Такие инициативы привлекают внимание к театральному искусству и делают его доступным для широкой аудитории.

В метро проходят предпоказы мировых премьер опер, балетов, фильмов. За последние десять лет состоялось более 50 крупных ночных мероприятий, зрителями и участниками которых стали тысячи человек. Площадки и оборудование для них готовят в день проведения, а затем сразу же разбирают. Пассажиры утренних поездов даже не подозревают, что еще несколько часов назад под сводами станций играла музыка или проходил модный показ.

А вот о чем пассажиры знают точно — о выступлениях на станциях, в переходах музыкантов самых разных жанров, от классики до рока. Кстати, в октябре стартовал прием заявок на участие в новом сезоне проекта «Музыка в метро». У артистов есть возможность подать заявки до 14 ноября включительно, после чего пройдет открытое прослушивание. Седьмой сезон «Музыки в метро» открывает свои двери для талантливых исполнителей, желающих зажечь на площадках Московского метрополитена.

Проект «Музыка в метро» стартовал в 2016 году и за это время подарил пассажирам более 450 тысяч выступлений.

В этом сезоне на станции метро «Лубянка» появится специальная площадка для юных талантов. Дети смогут выступать в сопровождении родителей или официальных представителей. Кроме того, для маленьких артистов будет организован отдельный день прослушиваний.

Проект «Музыка в метро» стартовал в 2016 году и за это время подарил пассажирам более 450 тысяч выступлений артистов на 44 площадках. Не упустите шанс стать частью этого удивительного музыкального путешествия.

Фотографы запечатлели «Самую красивую страну»

Метро становится местом для выставок современных художников. На станциях устанавливаются специальные стенды, обустраиваются галереи, где выставляются работы местных мастеров. Мастер-классы и творческие встречи тоже находят свое место под землей. Художники, фотографы и ремесленники организуют занятия для желающих, где можно научиться чему-то новому или просто пообщаться с единомышленниками.

В начале ноября в метро открылись сразу три масштабные выставки. Первая посвящена знаменитой пьесе Антона Чехова «Чайка». Это событие организовано в сотрудничестве с Московским художественным театром имени А.П.Чехова и привлекает внимание как любителей театра, так и простых пассажиров.

На верхнем ярусе транспортного хаба «Деловой центр» разместилась фотовыставка, ярко иллюстрирующая спектакль, поставленный Константином Хабенским. В экспозиции представлено 30 захватывающих фотографий, которые не только передают атмосферу постановки, но и позволяют зрителям заглянуть за кулисы театра.

Посетители выставки могут узнать, почему именно чайка стала символом Московского художественного театра и сколько раз это выдающееся произведение Чехова было поставлено на его сцене. Уникальные репортажные снимки показывают процесс репетиций под чутким руководством талантливого режиссера, что добавляет особую ценность этой экспозиции.

Вторая тематическая выставка организована к 80-летию Московского государственного института международных отношений (МГИМО). Она расположена между станциями «Проспект Вернадского» Большой кольцевой и Сокольнической линий и доступна для просмотра до 23 ноября.

Экспозиция погружает зрителей в историю одного из самых престижных образовательных учреждений страны. Она знакомит пассажиров с богатством студенческой жизни в МГИМО, который насчитывает около 100 различных организаций, включая 50 научных клубов и 35 иностранных землячеств. Это не просто цифры, но целый мир активной студенческой деятельности.

В рамках выставки освещается участие института во Всемирном фестивале молодежи, а также культурные и спортивные достижения студентов. Патриотическое воспитание молодежи становится одной из ключевых тем экспозиции, демонстрируя важность гражданской позиции и социальной активности.

К Дню народного единства на балконе станции «Петровский парк» Большой кольцевой линии открылась еще одна фотовыставка — «Народы России», организованная Русским географическим обществом. На ней представлены впечатляющие работы участников ежегодного конкурса «Самая красивая страна».

На выставке можно увидеть великолепные фотографии нарядов жителей таких республик, как Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика и Адыгея. Каждый снимок рассказывает свою историю, позволяя зрителям узнать больше о регионах страны: Красноярском крае, Республике Саха (Якутия), Удмуртии, Башкортостане, Москве, Санкт-Петербурге и других уголках России.

Посетив выставку, пассажиры смогут расширить свои горизонты и узнать о культурном многообразии своей родины. Экспозиция открыта до 20 ноября включительно.

Клятву влюбленных сопровождают звуки поездов

Культурная жизнь метро не ограничивается искусством. Еще одной интересной инициативой городских властей стал проект регистрации брака в метро — часть программы мэрии Москвы «Новые адреса счастья», запущенного пять лет назад. Молодожены заключают браки на высоте небоскребов делового центра «Москва-Сити», на фоне аквариума, в старинных усадьбах. В 2021 году настоящим символом любви стала станция «Маяковская», за последние три года здесь прошло 66 незабываемых свадебных церемоний!

Каждая свадьба на «Маяковской» превращается в настоящее волшебство.

Каждая свадьба на «Маяковской» превращается в настоящее волшебство. Перед началом торжества платформу украшают цветами и устанавливают изящную свадебную арку, создавая атмосферу романтики и уюта.

Церемонию сопровождают два поезда — «Номерной» и современный состав «Москва-2024». Звуки поезда становятся своеобразным музыкальным фоном для клятв и обещаний, добавляя неповторимый шарм к этому событию. Чтобы стать частью романтической традиции, молодожены должны подать заявление на проведение церемонии во Дворце бракосочетания №1.

* * *

Каждый день миллионы людей, заходя в метро, посещают выставки, слушают живую музыку или становятся свидетелями перформансов. А такие инициативы, как проведение свадебных церемоний или выставок, подчеркивают важность создания уникальных пространств для общественных событий. И каждый раз, проходя через турникеты метро, мы приобщаемся к удивительной культуре, которая делает наш город ярче и интереснее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29403 от 13 ноября 2024

Заголовок в газете: Самое культурное метро в мире

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру