Самые первые попытки запустить в городе новый вид общественного транспорта состоялись еще до революции.
Журнал «Автомобилист» летом 1908-го сообщал: «В воскресенье, 13 июля, состоялось открытие первого от Москвы до Покровско-Глебова (ныне район Покровское-Стрешнево. — А.Д.) автомобильного сообщения на двух десятиместных автобусах австрийского акционерного общества «Лаурин и Клемент»... Предпринимателем этого автомобильного сообщения является А.И. Бузников... Шофером автобуса приглашен известный гонщик Бучин, участвовавший в гонке автомобилей Петербург — Москва...» (Как удалось узнать автору этих строк, сын первого московского водителя-«автобусника», Александр Николаевич Бучин, тоже избравший для себя профессию шофера, в годы Великой Отечественной стал личным водителем легендарного маршала Жукова.)
Впрочем, тот «пионерный» маршрут действовал в итоге не так долго. Но даже без учета его биографию столичного автобуса можно, оказывается, немного удлинить.
— 24 мая 1924-го в городе заработала так называемая дачная автобусная линия. Несколько 12-местных «Фордов» начали перевозить отдыхающих от Краснопресненской заставы до Серебряного Бора, — уточнил знаток истории городского транспорта Михаил Егоров. — Однако организовали эти рейсы лишь на летнее время. Вот потому официальная история московского автобуса ведет отсчет именно с 8 августа, когда пассажирские машины английского производства (праворульные!) начали курсировать по маршруту между Каланчевской площадью и Белорусско-Балтийским вокзалом. Тут уже ни о какой сезонности речь не шла.
Незадолго до этих событий — начала автобусной эры в столице — «Известия» сообщили читателям: «В Москву прибыли из-за рубежа 8 автобусов... Полученные автобусы закуплены у лучшей английской фирмы «Лейланд». Каждая машина вмещает 29 пассажиров. Скорость: 30 верст в час. После испытания автобусов транспортным отделом будет открыто первое автобусное движение между Октябрьским (б. Николаевский) и Александровским вокзалами через Мясницкую ул., Лубянку, Кузнецкий мост, Петровку, Моховую и Тверскую ул. Плата за проезд будет установлена несколько выше трамвайной. На крыше автобуса устроено место для багажа…»
Некоторые подробности о работе автобусного маршрута №1 находим в заметке, опубликованной на станицах газеты «Рабочая Москва» 9 августа 1924 года: «Вчера в 12 час. в Москве открылось регулярное автобусное сообщение от Каланчевской площади до Тверской заставы. Весь маршрут 8 верст… в пути — 25-27 минут. По линии курсируют 8 автобусов с интервалом 6–8 минут…»
Первый масштабный опыт по использованию автобусов в городе, затеянный при советской власти, оказался удачным. Сеть автобусных линий в столице стала постепенно разрастаться. Уже 2 года спустя на двенадцати маршрутах трудилось около 80 машин.
Все они были зарубежных марок — «Лейланд», «Ман», «Рено»... Лишь в 1927 году собрали, наконец, первые отечественные экземпляры на шасси грузовика АМО-Ф-15. Про это чудо техники появилась заметка в одном из апрельских номеров газеты «Молодой ленинец» (такое название носил тогда нынешний «МК»): «…Московский автозавод стал выпускать автобусы. Амовские автобусы не хуже бегающих по Москве английских «Лейландов». Если вы встретите в Москве автобус №23, обратите внимание на его кузов. Он изготовлен на АМО, и попробуйте отличить его от заграничных! До сего времени заводом выпущено 30 автобусов...»
К этой информации можно добавить, что в угловатом фанерном кузове каждого из них умещалось, согласно техническому паспорту, 14 пассажиров, хотя в реальных условиях такая норма значительно перевыполнялась.
Постепенно автобусное движение в столице стало для жителей вполне обыденной вещью. Для курсировавших по маршрутам пассажирских машин даже появились отдельные пункты в ПДД.
Одно такое весьма экзотическое требование можно найти в «Правилах дорожного движения», утвержденных президиумом Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в марте 1927 года:
«...В случае обнаружения порчи дороги шофер автобуса обязан, отъехав от поврежденного места метров 6, остановить автобус и послать кондуктора предупредить следующий автобус о том, чтобы обойти поврежденное место. Лишь после прихода второго автобуса первый может отправиться в путь, а шофер второго автобуса остается на месте, чтобы предупредить следующий за ним...»
Настоящие автобусные «пятнашки»!