Инженерная школа — гордость и одновременно предмет заботы всей России, и Москвы в частности. Именно люди, находящиеся на острие прикладных наук и технологий, — залог обеспечения технического суверенитета страны; при этом для поддержания даже сложившихся инженерных школ — а в Москве, безусловно, они сохранились — необходимы сознательные государственные усилия.
Изначально основным направлением работы была переквалификация сотрудников московских промышленных предприятий. «Это уникальный проект, — отмечал в начале работы проекта мэр столицы Сергей Собянин. — В «МТШ» учат работать с новейшими технологиями в инновационных сферах. Инженеры с такими знаниями сейчас на вес золота: в критически важных областях идет процесс быстрого импортозамещения».
Учитывая важность проекта, неудивительно, что среди его партнеров — ключевые интеллектуальные центры в области технологий, внедрения, системной интеграции. Среди вузов это МГТУ им. Баумана, МИФИ, МФТИ, МЭИ, МИРЭА и МИСиС, РХТУ и многие другие.
Отраслевые площадки — партнеры «МТШ» представлены НАМИ, Сколтехом и рядом других; от промышленности в работе школы участвуют Союз машиностроителей России, ВНИИ авиационных материалов и еще несколько учреждений. В числе партнеров также ВЭБ.РФ, Агентство стратегических инициатив, «Центр обеспечения цифровой трансформации».
Помимо подготовки и повышения квалификации кадров для промышленности у школы есть и обратная задача: модернизировать и улучшить программы подготовки инженерных специальностей в колледжах и вузах на основе реального состояния дел и перспектив в промышленности.
Всего здесь сейчас открыто более 200 курсов в рамках нескольких направлений — за три года обучение по ним прошли свыше 2700 человек.
Так, одна из новых (и наиболее актуальных) программ — подготовка специалистов по информационной безопасности. Эта программа появилась как ответ на цифровизацию документооборота и технологических платформ в промышленности. Работа в электронной среде немыслима без защиты данных. Поэтому среди партнеров этой программы — более 20 организаций-лидеров соответствующего сектора российского ИТ, в том числе Финансовый университет, МИФИ и МГТУ, Московский Политех и АО «Инфовотч».
Еще одно популярное направление — подготовка людей, непосредственно задействованных на производстве, как инженеров, так и квалифицированных рабочих. Впрочем, грань между «белыми» и «синими воротничками» уже призрачна: в современной промышленности условия труда инженеров и операторов 3D-принтеров, чипмейкеров и фрезеровщиков практически идентичны. А востребованность по всем этим специальностям — в наше время возрождения промышленной базы и импортозамещения — крайне велика, в том числе в Москве.
Система подготовки людей для промышленности стартует еще в школах: там открывают инженерные классы; затем студентам колледжей и вузов предлагают стажировку на высокотехнологичных предприятиях. Наконец, на «цифру» доучивают и переучивают и действующих производственников, в том числе и старше 30 лет.
Ребятам, учащимся в инженерных классах, преподают углубленные курсы физики, математики и информатики — именно по этим предметам впоследствии выпускники сдают ЕГЭ. При этом в таких классах знакомятся с технологиями, применяющимися на современном производстве, — для организации таких «предпрофессиональных каникул» и практических занятий и задействуются механизмы «МТШ».
Робототехника, 3D-моделирование, проектирование, лабораторные эксперименты — это интересно, но далеко не всё. Куда важнее — экскурсии на реальное производство, где можно теорию сопоставить с личными впечатлениями и даже «влюбиться» в то или иное производство. Что, кстати говоря, случается нередко. Поэтому инженерные классы — одни из самых популярных среди московского «предпрофа»: они открыты в 225 школах Москвы, а их партнерами стали более 70 производств.
Но ведь роботы и автоматизация — не только будущее, но и вполне настоящее московской промышленности. Поэтому этому обучают и состоявшихся производственников. «Автоматизация позволяет повышать эффективность рабочих процессов и значительно снижать влияние человеческого фактора, — отмечает Владислав Овчинский, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы. — Поэтому с 2022 года «Московская техническая школа» предлагает инженерам столицы образовательные программы в рамках направления «Робототехника и сенсорика». Модуль динамично развивается и расширяется — недавно было запущено два новых курса. Теперь в портфеле проекта 17 разнообразных программ, направленных на подготовку специалистов в области разработки, создания автоматизированных и сенсорных систем, а также методов управления ими».
Таким образом, «Московская техническая школа» стала своего рода мостом между промышленностью и системой образования, построенным городским правительством.
В городе, где есть и кадры, и поле для их применения, и желание обеспечить развитие современной промышленности, — решение очевидное, но от этого не менее правильное.