Построенный в стиле классицизма дворец на 1-й Останкинской улице — часть единого музея-заповедника «Останкино и Кусково». Тот факт, что расположены эти два объекта в совсем разных концах Москвы, не должен сбивать с толку: главное — оба они связаны с графской фамилией Шереметевых.
«Усадьба Останкино, знаменитый дворец-театр — настоящий шедевр, подлинная жемчужина XVIII века. И конечно, самым бережным образом мы относимся к ее реставрации. Четыре года длились противоаварийные работы. Параллельно четыре года длилось проектирование. И вот уже два года идет настоящая комплексная бережная реставрация. Планируется, что реставрация дворца закончится в 2028 году. Что сам дворец-театр, что Египетский павильон, что Итальянский — в этих объектах подлинно и уникально все: от фундамента до конструкций кровли, включая мраморные, золоченые детали, зеркала, обои, паркеты, окна. Мы стараемся, чтобы реставрация проходила на самом высоком уровне», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Останкинский дворец — единственный в своем роде деревянный дворец, который соединяет в себе театральное помещение со сценой и зрительным залом. Дворец был выстроен по замыслу и заказу графа Николая Петровича Шереметева — одного из самых знатных и богатых людей своего времени. Шереметев был страстно увлечен театром, имел великолепную труппу крепостных актеров, поэтому сердцем летней резиденции стал театр с уникальной театральной машинерией. Строительство продолжалось с 1792 по 1795 год, а окончательную отделку завершили к концу столетия.
В ходе пресс-показа, который состоялся в пятницу, 21 июня 2024 года, заведующая научно-хранительским отделом «Усадьбы Останкино» ГБУК города Москвы «ГМЗ «Останкино и Кусково» Варвара Ракина рассказала журналистам, что после реставрации дворец будет открыт для посещения только в летний период. Он деревянный, неотапливаемый, хотя имеет собственную систему вентиляции, и в холодное время года внутри не стоит находиться. Зато летом здесь будут проводить концерты и спектакли — это продолжение традиции, которая была заложена еще при графе Шереметеве.
«В таком помещении самое важное — это соблюдать температурно-влажностный режим. Стало ясно, что зимнее использование дворца невозможно. Появление групп туристов по 40 человек все равно повышает влажность, поднимает температуру. Дворец останется на прежнем режиме использования — будет летней увеселительной усадьбой», — отметила Варвара Ракина.
Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство — на обоях, которыми оформлен бывший театральный зал, можно разглядеть причудливые фигуры сфинксов, грифонов, русалок и других сказочных существ. Реставраторы, работая с усадьбой Останкино, столкнулись с несколькими сложностями — часть из них, по словам Ракиной, связана как раз с обилием росписей и бумажных покрытий.
«Некоторые из них сохранились, некоторые нужно восстановить. Бумажные изделия в таком климате не очень хорошо себя ведут. Тогда бумага была популярным материалом. Здесь она иногда наклеена на дерево, иногда на штукатурку, иногда на другие материалы. И реставраторы должны все это определить, проанализировать», — объяснила Ракина. По ее словам, Останкинский дворец — это один из самых сложных объектов в истории московской реставрации, поскольку практически все предметы здесь имитируют другие материалы. Так, например, люстра во дворце-театре, которая с виду похожа на бронзовую, на самом деле сделана из дерева и покрыта мастикой.
Реставрация Египетского павильона — это одна из главных достопримечательностей усадьбы — на данный момент завершена на 70%, добавил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов. Специалисты уже привели в порядок подполье и конструкции кровли, сейчас ведутся работы с фасадами и интерьерами. На территории усадьбы сегодня работают несколько реставрационных мастерских, в которых трудятся над деревянными, лепными и прочими элементами оформления. Дьявол скрывается в мелочах — например, нужно выбирать такие же кованые гвозди, какие были в XVIII веке.
Ожидается, что к 2028 году реставрация завершится. Эта работа обещает стать самым крупным реставрационным проектом в мире с момента завершения послевоенных восстановлений утраченных усадебных пригородов Санкт-Петербурга — Царского Села, Павловска и Петергофа. Останкино с дворцом-театром, оранжерейным комплексом, подземными выставочными залами, увеселительным садом XVIII века и другими смысловыми центрами может стать не только обновленной жемчужиной северо-востока и не только новым алмазом в столичном усадебном ожерелье, но и важнейшей точкой на культурной карте Москвы.