Реставрация усадьбы «Останкино» подарит москвичам новую городскую жемчужину

Работы обещают завершить к 2028 году

Пассажирам, проезжающем на трамвае или монорельсе вдоль улицы Академика Королева, открывается головокружительный вид — прекрасный храм Живоначальной Троицы, жемчужина русского узорочья, на фоне водной глади Останкинского пруда. От этого пейзажа дух захватывает, но не все знают, что чуть глубже, за деревьями, спряталось еще одно московское сокровище — музей-усадьба «Останкино», бывшая вотчина графа Шереметева. Сейчас дворец, который помнит романтическую историю любви графа и его крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, закрыт на реставрацию — к 2028 году москвичи смогут вновь увидеть его во всей красе.

Работы обещают завершить к 2028 году

Построенный в стиле классицизма дворец на 1-й Останкинской улице — часть единого музея-заповедника «Останкино и Кусково». Тот факт, что расположены эти два объекта в совсем разных концах Москвы, не должен сбивать с толку: главное — оба они связаны с графской фамилией Шереметевых.

«Усадьба Останкино, знаменитый дворец-театр — настоящий шедевр, подлинная жемчужина XVIII века. И конечно, самым бережным образом мы относимся к ее реставрации. Четыре года длились противоаварийные работы. Параллельно четыре года длилось проектирование. И вот уже два года идет настоящая комплексная бережная реставрация. Планируется, что реставрация дворца закончится в 2028 году. Что сам дворец-театр, что Египетский павильон, что Итальянский — в этих объектах подлинно и уникально все: от фундамента до конструкций кровли, включая мраморные, золоченые детали, зеркала, обои, паркеты, окна. Мы стараемся, чтобы реставрация проходила на самом высоком уровне», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Останкинский дворец — единственный в своем роде деревянный дворец, который соединяет в себе театральное помещение со сценой и зрительным залом. Дворец был выстроен по замыслу и заказу графа Николая Петровича Шереметева — одного из самых знатных и богатых людей своего времени. Шереметев был страстно увлечен театром, имел великолепную труппу крепостных актеров, поэтому сердцем летней резиденции стал театр с уникальной театральной машинерией. Строительство продолжалось с 1792 по 1795 год, а окончательную отделку завершили к концу столетия.

В ходе пресс-показа, который состоялся в пятницу, 21 июня 2024 года, заведующая научно-хранительским отделом «Усадьбы Останкино» ГБУК города Москвы «ГМЗ «Останкино и Кусково» Варвара Ракина рассказала журналистам, что после реставрации дворец будет открыт для посещения только в летний период. Он деревянный, неотапливаемый, хотя имеет собственную систему вентиляции, и в холодное время года внутри не стоит находиться. Зато летом здесь будут проводить концерты и спектакли — это продолжение традиции, которая была заложена еще при графе Шереметеве.

«В таком помещении самое важное — это соблюдать температурно-влажностный режим. Стало ясно, что зимнее использование дворца невозможно. Появление групп туристов по 40 человек все равно повышает влажность, поднимает температуру. Дворец останется на прежнем режиме использования — будет летней увеселительной усадьбой», — отметила Варвара Ракина.

Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство — на обоях, которыми оформлен бывший театральный зал, можно разглядеть причудливые фигуры сфинксов, грифонов, русалок и других сказочных существ. Реставраторы, работая с усадьбой Останкино, столкнулись с несколькими сложностями — часть из них, по словам Ракиной, связана как раз с обилием росписей и бумажных покрытий.

«Некоторые из них сохранились, некоторые нужно восстановить. Бумажные изделия в таком климате не очень хорошо себя ведут. Тогда бумага была популярным материалом. Здесь она иногда наклеена на дерево, иногда на штукатурку, иногда на другие материалы. И реставраторы должны все это определить, проанализировать», — объяснила Ракина. По ее словам, Останкинский дворец — это один из самых сложных объектов в истории московской реставрации, поскольку практически все предметы здесь имитируют другие материалы. Так, например, люстра во дворце-театре, которая с виду похожа на бронзовую, на самом деле сделана из дерева и покрыта мастикой.

Реставрация Египетского павильона — это одна из главных достопримечательностей усадьбы — на данный момент завершена на 70%, добавил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов. Специалисты уже привели в порядок подполье и конструкции кровли, сейчас ведутся работы с фасадами и интерьерами. На территории усадьбы сегодня работают несколько реставрационных мастерских, в которых трудятся над деревянными, лепными и прочими элементами оформления. Дьявол скрывается в мелочах — например, нужно выбирать такие же кованые гвозди, какие были в XVIII веке.

Ожидается, что к 2028 году реставрация завершится. Эта работа обещает стать самым крупным реставрационным проектом в мире с момента завершения послевоенных восстановлений утраченных усадебных пригородов Санкт-Петербурга — Царского Села, Павловска и Петергофа. Останкино с дворцом-театром, оранжерейным комплексом, подземными выставочными залами, увеселительным садом XVIII века и другими смысловыми центрами может стать не только обновленной жемчужиной северо-востока и не только новым алмазом в столичном усадебном ожерелье, но и важнейшей точкой на культурной карте Москвы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру