Жители столицы, МЧС и все службы города между тем готовятся к неприятностям, которые обычно сулят затяжные ливни. Например, цены на такси дождливым утром 11 июня взлетели в три раза. «МК» поговорил с синоптиками о причинах нынешнего дождевого марафона и его возможном окончании, а с автоэкспертами – о причинах традиционного во время погодных катаклизмов дикого роста цен на такси.
Ночью и утром 11 июня столица уже получила порцию обильных осадков, а где-то даже прошел и град. При этом в каких-то уголках столицы было «тихо и спокойно» и даже солнечно: такие сообщения приходили из Кунцево, Чертаново, Бутово, Коптево и т.д. Москва – большая! Жители «сухих» районов скептически комментировали в соцсетях: «Всего-то две капли дождя упали! А обещали конец света!» Но радоваться рано. По прогнозу синоптиков, во вторую половину 11 июня и до часа ночи, а также в День России, к сожалению, ожидаются ливни, которые будут сопровождаться градом, грозой, усилением порывов ветра до 18 м/с. За двое суток может выпасть более 80% месячной нормы осадков. При этом будет тепло.
«Вот и стартовал дождливый марафон», – объявил утром 11 июня руководитель прогностического центра «Метео» Александр Шувалов. Лидером по количеству осадков стал центр Москвы, но в каких-то районах «просто поморосило». Синоптик предупредил, что 11 июня «была прелюдия к основным событиям».
– Впереди еще три дня ливней, гроз и ветра, – предостерег Шувалов. – При этом количество осадков день ото дня будет только нарастать и пиковых значений достигнет в четверг, 13 июня. Потоп, если и будет, то, скорее, из-за засоров в ливневой канализации, но промочит область основательно.
В беседе с «МК» синоптик объяснил, что причина нынешнего затяжного дождливого марафона – в противостоянии двух воздушных масс.
– На северо-западе – воздушная масса скандинавского происхождения, прохладная, и на юго-востоке – очень жаркая, сухая воздушная масса: над Поволжьем, востоком Черноземья, югом европейской территории, – рассказал он. – Это противостояние вовлекает в себя еще с юго-запада влажный воздух, и во фронтальной зоне очень интенсивно развиваются грозовые процессы, то есть идет рост кучевой дождевой облачности, и в итоге это все заканчивается залповыми ливнями.
Как пояснил синоптик, ситуация осложняется тем, что основное перемещение облачных кластеров идет с юго-запада на северо-восток. На восток эта зона идет крайне медленно, и по этой причине она задерживается вплоть до четверга. Дожди будут идти с перерывами, но количество осадков будет весьма значительным. Пик осадков придется на четверг, когда выпадет до четверти месячной нормы.
По его прогнозу, просохнуть нам удастся лишь в пятницу. В пятницу и выходные установятся погожие дни с температурой +22... +25 градусов.
Дептранс столицы еще загодя, с учетом прогноза, стал призывать автомобилистов из-за сильного дождя и ветра пересесть с личного авто на метро. Однако до метро ведь еще нужно дойти! «Переходил от метро до МЦК, и промокли ноги полностью, – пожаловался один из москвичей. – Две минуты ходьбы по поверхности и под зонтиком». Впрочем, такси тут не выход. Такси – третье зло в дождь. Традиционно, как это всегда бывает в дождь (и в снегопад), цены на индивидуальный наземный транспорт в утренний час пик 11 июня взметнулись в три раза! Если в обычный солнечный день получасовая поездка автора этих строк до работы стоит 700 рублей, то в дождливое утро ценник достиг 2110 рублей. Часовое путешествие на такси из СВАО до Борисово обошлось бы почти в 3000 рублей. Впрочем, к 12:00, кода час пик и ливень прошли, цена на такси вернулась на круги своя: с 2110 рублей упала до прежних 700 рублей.
Напомним, о чем уже не раз писали: агрегатор объясняет бешеный рост цен на такси в непогоду повышенным спросом. Если заказов больше, чем доступных водителей, то стоимость поездки автоматически увеличивается. И с этим приходится мириться…
– Если говорить о повышении цен на такси в условиях плохой погоды, то это абсолютная неизбежность, – объяснил в разговоре с «МК» автоэксперт Петр Шкуматов. – Дело в том, что здесь сталкиваются два противоположных тренда. Первый тренд – это поведение пассажиров, которые не хотят в плохую погоду мокнуть под дождем, идти под снегом и каким-то образом страдать из-за неблагоприятных условий. Люди стараются вызвать такси и готовы переплачивать за свой комфорт. Спрос на такси, по разным оценкам, в таких погодных условиях увеличивается в несколько раз. Даже те, кто обычно не пользуется такси, в плохую погоду предпочитают вызвать машину.
У водителей, по словам автоэксперта, ситуация обратная. В плохую погоду возрастают их риски. Во-первых, повышается вероятность аварий. Во-вторых, многие водители, особенно 50+, хуже ориентируются на дороге в таких условиях. В-третьих, многим просто не нравится управлять автомобилем в плохую погоду, и они стараются избегать выездов в дождь, снег, ночью…
Таким образом, количество водителей и доступных машин снижается, а количество пассажиров, желающих уехать, наоборот, растет. В результате, чтобы обеспечить перевозку дополнительных пассажиров, необходимо каким-то образом замотивировать водителей выйти на линию, несмотря на повышенные риски и неудобства. А для этого их заработок в этот момент должен быть выше, чем в обычное время.
– Это аналогично ситуации, когда компания хочет, чтобы сотрудник работал ночью, – за ночные смены по Трудовому кодексу полагается двойная оплата, – продолжает Шкуматов. – То же самое и с такси: если водитель работает в плохих погодных условиях и берет на себя повышенные риски, ему нужно платить больше. Иначе он просто не выйдет на линию. Поэтому повышенная стоимость такси в плохую погоду, в преддверии праздников, когда возникает повышенный спрос, это абсолютно нормально.
Следующая беда в период дождей – потоки и «озера» на улицах. Столичные коммунальщики, между тем, напомнили, что они работают в эти дни в усиленном режиме, который предусматривает «круглосуточное дежурство ответственных лиц, оперативного и ремонтного персонала». Также городские службы заверили москвичей, что «заранее проверили системы водоотведения, организовали работы по очистке водоприемных решеток, элементов дренажной системы, ливнестоков и колодцев», а в местах возможного скопления воды размещены аварийные бригады с водооткачивающей техникой. Но горожане сомневаются: неужели же это поможет избежать потоков и затоплений на отдельных улицах, каковые они постоянно наблюдают при обильных осадках? Впрочем, надежда на улучшение ситуации есть: столичные телеграм-каналы сообщили, что, дабы не повторять прежних ошибок, например, в одном из районов столицы бригада Мосводостока заранее пригнала технику в места прошлых подтоплений.
Коммунальщики напоминают, что в случае обнаружения большего количества воды в своем дворе нужно звонить в Единый диспетчерский центр ЖКХ города Москвы по телефону: +7 (495)539-53-53.