Таким образом, в очередной раз подтверждается главное правило московского метро: вилочное движение (это такое, при котором на одну и ту же платформу попеременно приходят поезда, идущие на две разные ветки линии) не выживает. А ведь 89 лет назад, после запуска первой очереди метро, «вилку» как раз и опробовали впервые: от «Библиотеки имени Ленина» поезда расходились по двум направлениям, к «Парку культуры» и к «Киевской» (по нынешней Филевской линии).
Но очень скоро выяснилось, что вилочное движение мешает соблюдать плотный график движения и потому несовместимо с так называемой высокой парностью — пропуском в час как можно большего числа пар поездов. Поэтому ответвление на «Киевскую» довольно скоро сделали отдельной линией, пристыковав к новой ветке в сторону Курского вокзала.
Памятный многим москвичам второй прецедент — вилочное движение на юге Замоскворецкой линии: после постройки нынешней трассы линии за «Каширскую» в сторону Царицына старое окончание — «Варшавская» и «Каховская» — обслуживалось как раз «вилкой». И, начиная чуть ли не с «Сокола», в движущихся на юг поездах зеленой линии на каждой остановке объявляли: поезд следует до станции «Каховская». Либо ничего не объявляли — тогда, стало быть, до «Красногвардейской»...
Тогда от вилочного движения тоже избавились — это было в конце 1995 года. Причиной стала опять-таки невозможность «вывозить» густонаселенный юг Замоскворецкой линии с минимальными интервалами: ведь даже если на общей части зеленой линии, от «Каширской» на север, у вас интервал в полторы минуты, «вилка» означает, что хоть через два поезда на третий на «Красногвардейской» интервал будет уже три минуты — иначе не пропустить состав со стороны «Каховской».
Тот самый отрезанный кусок Замоскворецкой линии, который с 1995 по 2019 год был независимой Каховской линией, сейчас, после капремонта, служит в составе БКЛ. Но и на этой новейшей и рекордной во многих отношениях линии возникли проблемы — впрочем, уже не на этом участке, и вообще «плановые». В самом начале строительства Большого кольца его первый участок — от «Савеловской» до «Хорошевской» — пристыковали к строящейся тогда же Солнцевской линии, сопряжение же было именно вилочным, на станции «Шелепиха». Позже эту прямую связку упразднили, и, чтобы попасть с «Хорошевской» на Солнцевскую линию, надо пересаживаться — либо (последние дни) на «Деловом центре», либо на «Мичуринском проспекте».
После упразднения вилочного движения на БКЛ — а без этого, как уже давно подсчитали транспортники, никак по все тем же соображениям графика — для тех, кто едет по БКЛ в Сити, жизнь усложнится: придется ехать туда через Солнцевскую линию (с юга) либо через центр по Филевской линии. А в 2026 году, когда откроется Рублево-Архангельская линия и снова заработает станция «Шелепиха», появится еще одна возможность — пересесть с БКЛ на «Народном Ополчении».
И никаких «вилок» — московский принцип соблюдается твердо.