По данным аналитиков, на первичном рынке «старой» Москвы представлено 73 таких проекта. За десять лет, с 2014-го, их количество увеличилось в четыре раза.
– Девелоперы с каждым годом все чаще строят комплексы на стилобате, – говорит, управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов. – Такое основание повышает устойчивость здания и придает дополнительную основательность его экстерьеру. Стилобаты позволяют нивелировать неровности рельефа, скрыть перепады высот на участке. При этом они представляют оптимальные пространства для разделения комплексов на общественную и жилую зоны.
В современной архитектуре стилобат – «здание в здании», которое, наряду с фундаментом, служит опорой для всей конструкции. Девелоперы размещают на них даже высотные дворы, чтобы эффективно использовать пространство.
– Стилобат может стать ядром общественной жизни жилого комплекса, – говорит директор департамента продаж жилой недвижимости Группы компаний «Сумма элементов» Светлана Бардина. – Грамотно спроектированный стилобат хорошо подходит для размещения коммерческой и социальной инфраструктуры, мест приложения труда. Кроме того, на крыше стилобата можно создать уютные рекреационные зоны. Например, на эксплуатируемой кровле одного из жилых комплексов появятся сенсорный сад с подвижными кинетическими скульптурами, кинотеатр под открытым небом, детская площадка, интерактивный квест и пространство для медитации.
Квадратный метр в комплексах на стилобате стоит в среднем 497 тысяч рублей – на 6,4% меньше, чем в среднем по «старой» Москве. Это положение обусловлено тем, что стилобат редко предусмотрен в дорогих и, как правило, не очень высоких проектах. К массовому сегменту жилья относятся семнадцать новостроек со стилобатом, к бизнес-классу – 39, к «премиуму» – пятнадцать, к элитному – два.
Комплексы «старой» Москвы на стилобате по административным округам распределены неравномерно. Больше всего таких домов на севере столицы – двенадцать. В центре их одиннадцать, на западе и северо-востоке – по десять, на юге – девять, на северо-западе – восемь, на юго-западе и юго-востоке Москвы – по пять, на востоке – три.
– Создание стилобатов позволяет эффективно следовать популярной концепции «вертикального города», – рассказывает директор по продукту MR Group Жанна Махова. – Транспортные проблемы и высокая стоимость земли ведут к росту мегаполисов ввысь и появлению необычных архитектурных форм. Стилобаты, напоминающие величественные пьедесталы, позволяют перемещаться из одного подъезда в другой, что удобно и жильцам, и сервисным службам.