Московские спасатели на водах объявили о готовности к зимнему сезону

Техника сможет быстро добраться до места, откуда поступил сигнал о ЧП на льду

На столичных прудах и реках начал появляться первый лед — и как раз в эти дни завершилась подготовка к зимнему сезону Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах. Специалисты, техника и оснащение московских спасателей, включая суда на воздушной подушке, аэролодки и дроны, готовы прийти на помощь незадачливым лыжникам, рыбакам и моржам, но в преддверии ледового сезона напоминают об основных правилах безопасного нахождения на зимних водоемах.

Техника сможет быстро добраться до места, откуда поступил сигнал о ЧП на льду

Московская городская поисково-спасательная служба (МГПСС) на водных объектах, учреждение, содержащееся Москвой, но работающее в структуре МЧС, — «передовик» среди регионов России: уровень безопасности на воде, как говорят в службе, в столице самый высокий среди субъектов Федерации. Сказывается и то, что в мегаполисе водные объекты расположены довольно компактно; но решающую роль играют все-таки впечатляющая подготовка и техническое оснащение службы. В дни начала зимнего сезона в Строгинском затоне, где расположена головная поисково-спасательная станция, прошел своего рода смотр «вооружений» МГПСС.

— В составе службы 465 человек, — отмечает начальник службы Владимир Волков. — Из них 400 спасателей, в том числе 360 водолазов. Служба располагает 150 различными плавсредствами, около тридцати из которых (суда на воздушной подушке и аэроботы) способны передвигаться по водным объектам и в зимний период.

Из ворот станции по специальным рельсам на лебедке спускается небольшой кораблик с мощным пропеллером сзади — судно на воздушной подушке. Запускают мотор (по шуму зимние плавсредства можно легко отличить от летних) — и через четверть часа на глади залива в кильватерной колонне настоящий флот в миниатюре, показывается вся техника. В том числе и традиционные летние катера, которые скоро встанут на сезонное обслуживание и профилактический ремонт.

— Все 26 подразделений Службы успешно прошли проверку, которая включала оценку подготовки работников к оказанию помощи людям, попавшим в полынью, получившим травмы в результате падения на лед, а также проверку оборудования и снаряжения, используемых в холодное время года, — подчеркивает Владимир Волков.

Скорость аэроботов и СВП от 50 до 80 км/ч по льду, снегу или воде. А значит, техника сможет быстро добраться до места, откуда поступил сигнал о ЧП на льду. Всего на акваториях столицы 26 поисково-спасательных станций, это достаточно плотная сеть для организации оперативной помощи. А для усиления на время крещенских купаний и других мероприятий, а также на случай, если что-то произойдет на одном из московских прудов, имеются пять мобильных поисково-спасательных станций. Это мощные полноприводные грузовики, в которых есть все необходимое: от надувной лодки и водолазных костюмов до медицинских комплектов для реанимации извлеченных из воды пострадавших.

— В Москве более 1200 водных объектов, которые активно используются как жителями, так и гостями столицы для активного отдыха, — продолжает Владимир Волков. — Одна из основных задач московских спасателей — обеспечение безопасного отдыха наших граждан на водоемах. С этой целью правительством Москвы организовано 120 мест зимнего отдыха в городе Москве с рекреационными возможностями. Среди них 14 мест для зимней рыбалки, 18 мест для зимнего купания, так называемые моржатники. Есть места для катания на санках, лыжах и для других видов отдыха.

Места разнообразные, а правила нахождения на льду, как и законы физики, везде одинаковые. «Напомню, что безопасным для человека является лед толщиной не менее 7 см, для одиночного катания на коньках не менее 12 см, для массового выхода людей на лед и мероприятий — не менее 25 см, — говорит начальник МГПСС. — При этом спасти человека зимой из полыньи гораздо сложнее, чем летом. Чтобы спастись, зимой недостаточно просто умения плавать».

Провалившемуся под лед человеку угрожает сразу несколько факторов. Первый из них — намокшая зимняя одежда, которая тянет вниз. Второй — риск переохлаждения: зимой оно наступает уже через 15–20 минут, и последствия могут быть тяжелейшими, вплоть до летального исхода. «Поэтому, — резюмирует Волков, — спасатели зимой ограничены во времени».

Добавим к этому: на воде и в умеренные пять градусов мороза сложно находиться из-за пронизывающего ветра и сильной влажности. И это в зимней одежде. А спасатели в зимних гидрокостюмах, проводящие в таких условиях учения, выглядят настоящими чудо-богатырями, совершающими невозможное. Один имитирует пострадавшего — машет руками и погружается в воду… И вот через полминуты над ним зависает тяжелый квадрокоптер спасателей (дроны в МГПСС применяют с 2018 года), который сбрасывает пострадавшему спасательный жилет, он позволит продержаться еще пару минут до подхода экипажа.

«Даже физически здоровому человеку, хорошо подготовленному, достаточно сложно самостоятельно выбраться из полыньи, — комментирует Волков. — Лед ломается, человек пытается из полыньи вылезти, постоянно находясь в воде, а время идет. Люди, которые пытаются помочь тому, кто провалился под лед, сами часто рискуют провалиться».

Но на этот счет у спасателей все предусмотрено. Когда к «тонущему», держащемуся на воде при помощи спасжилета, подходит судно на воздушной подушке, оттуда спускают специальное устройство, похожее на лошадиный хомут, на длинной крепкой «удочке»: это специальное приспособление для спасения из полыньи. «Для оказания помощи пострадавшим в зимний период суда оснащены спецсредствами: спасательной лестницей, устройствами спасения из ледяной полыньи, а также спасательными досками, — комментируют спасатели. — Для погружения в водоем при низких температурах работники Службы используют водолазное снаряжение, гидрокостюмы и термозащитную одежду».

«Пострадавшего» поднимают на борт — и сразу новая вводная: он «сообщил», что с ним был еще один человек, который сейчас находится под водой. Водолазная команда немедленно спускается за борт, извлекает «пострадавшего» (в его роли специальный манекен) и начинает сердечно-легочную реанимацию.

«Как себя чувствуете?» — шутливо спрашивают коллеги у первого «пострадавшего». «Лучше всех!» — и чудо-богатырь в гидрокостюме согревается горячим чаем вместе со своими «спасителями», перед тем как отправиться переодеваться. А неподготовленным людям спасатели желают одного: не попадать в такие ситуации, когда вся эта техника и навыки потребуются. А для этого всего-то нужно не рисковать, выходя на слишком тонкий лед. Право, никакая рыбалка и лыжи того не стоят.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29163 от 23 ноября 2023

Заголовок в газете: Тяжело в учении — легко в спасении

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру