26 сентября, «Щукинская»: 18-летний парень довольно тучного сложения за счет собственной массы ворвался на станцию, проломив ногой дверцу турникета. Подумал долю секунды, накинул на голову жилет, чтобы не «спалили», но поздновато: буквально сразу же хулигана задержали, возбудив против него уголовное дело.
15 сентября еще один турникет «пал жертвой» вандала: мужчина, пробивший собственным телом дыру в створках, заявил полицейским, что был не в духе из-за ссоры с приятелем. Итог аналогичный: уголовное дело по статье 214 УК РФ «Вандализм».
В августе на станции «Бульвар Дмитрия Донского» 41-летний безбилетник решил пусть не разбить, но силой открыть те же самые стеклянные створки. Конструкция сломалась, мужчина вошел на станцию — но опять-таки попался службе безопасности и полиции. Когда начали проверять его документы, оказалось, что налицо самый настоящий рецидивист: до этого он уже разбивал створки (правда, на «Комсомольской») и был осужден за это, а еще раньше получил уголовное наказание за угрозы убийства собственной матери.
Обратим внимание на локацию: «Комсомольская» — это крупнейший железнодорожный узел, Три вокзала. Возможно, специфический «околовокзальный» контингент увеличивает статистику разбитых створок на соответствующих станциях: на соседней «Курской» 17 августа поймали 41-летнего вандала, который пытался пристроиться за идущим впереди пассажиром «паровозиком», но не успел и со злости разрушил створки.
Разрушить створку технически, как пояснили эксперты, не слишком сложно — особенно если желающий это сделать физически крепкий мужчина. «Материал изготовления створок — закаленное стекло, — пояснил «МК» инженер Максим Липман. — Оно не армировано, при этом конструкция выполнена травмобезопасной, на случай давки. Осколки не калечат людей вокруг — а потому не вредят и самому вандалу. Если человек весом от 80 килограммов идет на таран — у него большие шансы на успех».
Небольшая поправка: женщина тоже может победить в схватке с турникетом, если ее хорошенько разозлить. Так, 19 июля пассажирка ногой разбила створку на турникете станции «Проспект Мира». Полицейским она объяснила, что поссорилась со своим молодым человеком и потому пришла в состояние «боевого бешенства». На возбуждение уголовного дела это, конечно, не повлияло.
Официальная позиция Московского метрополитена по этому вопросу: конструкцию (по крайней мере так было летом) менять не предполагается. «В случае поломки мы восстанавливаем работу турникета в тот же день, — отметили в социальных сетях метрополитена. — Сама конструкция турникета надежная. Даже в случае поломки стекла работоспособность ключевых узлов оборудования сохранится, турникет продолжит пропускать пассажиров после замены разбитой створки». Пассажиров призвали «не прибегать к противоправным действиям и не портить имущество» под угрозой уголовной ответственности.
В Дептрансе настроены жестче — акцент планируется сделать на неотвратимости наказания. «Ни один случай вандализма в метро мы не оставим без внимания — нарушители понесут заслуженное наказание, — подчеркнули на официальном telegram-канале ведомства. — Благодаря камерам видеонаблюдения мы в режиме онлайн видим каждое такое нарушение и немедленно реагируем. Сотрудники Службы безопасности и УВД в метро сразу задерживают пассажира, нарушившего порядок».
В этом году, сообщили в департаменте, за вандализм в метро уже осуждены более 100 человек. Однако этот состав преступления не относится к числу тяжких: санкции по статье 214 УК РФ в этом случае — штрафы, обязательные или исправительные работы, арест до трех месяцев.
— По статье 214, если нет отягчающих обстоятельств в виде «разжигания ненависти или розни», предусмотрен штраф до 40 тысяч рублей либо в размере максимум трехмесячного заработка, или обязательные работы до 360 часов, или исправительные работы на срок до 1 года, или арест до 3 месяцев, — отмечает юрист Алексей Голубев. — Но это не значит, что виновному не придется платить больше, чем 40 тысяч: метрополитен вполне может взыскать с него ущерб в порядке гражданского иска.
Сколько именно стоит одна поломанная створка, ответить трудно, поскольку каждая поломка индивидуальна. Но цены недавнего времени таковы: за 2017–2021 годы зарегистрировано 1210 случаев такого вандализма, общая сумма ущерба составила 9,11 млн рублей.
— Проблема не столько в самих происшествиях, сколько в их динамике, — продолжает инженер Максим Липман. — Если уже стало известно, что створки можно достаточно легко пробить, их будут разбивать больше. Своего рода «теория разбитых окон», только не окон.
В среде метрополитеновцев, если судить по некоторым внутренним telegram-чатам, уже не первый месяц выдвигаются различные идеи, как пресечь этот вид вандализма. Самая простая — заменить створки на сделанные из толстого оргстекла: такие разбить почти невозможно, а открыть силой гораздо труднее. Однако на это не идут по соображениям безопасности: исчезает защита от давки. Второе предложение — вернуться к нормально-открытым турникетам, какие действовали до конца 2000-х годов. Но здесь будет страдать контроль — проходить в такие турникеты «паровозиком» в толпе гораздо проще.
Самой реалистичной идеей на случай, если метрополитеновцам всерьез надоест менять стеклянные створки, стал переход к вандалоустойчивым барьерам. Они могут быть усовершенствованы «рогатками», как на станциях электричек, а могут — опять же створками, только металлическими и в рост человека. Как в парижском метро.