Скромное пятиэтажное здание бывшей школы (а после — ДОСААФ) на улице Яблочкова снаружи ничем не выделяется, но вот уже полгода в этих стенах действует, пожалуй, самый современный пункт отбора на военную службу по контракту. Здесь необходимые для поступающих в Вооруженные силы «инстанции» — представители военных комиссариатов и родов войск, психологи, медики — работают бок о бок, а маршрут новобранца спланирован четко и оптимально, как в многофункциональном центре Госуслуг.
Обширный двор за зданием пункта отбора выделен для отправки новобранцев в учебные центры — из Москвы они уезжают на обучение в подмосковные парки «Авангард» и «Патриот». За те месяцы, что действует эта схема, сложилась очень трогательная и душевная «церемония»: со сцены выступают артисты, произносят напутствия парламентарии, общественники, ветераны боевых действий (впрочем, такой статус носят и многие из уезжающих с улицы Яблочкова на фронт — но об этом ниже).
В этот раз 23 сентября воинов приветствовали юноши и девушки из «Юнармии», а концерт получился более масштабным, чем обычно: со сцены звучали военные песни как времен Великой Отечественной, так и более поздние. Вплоть до современных: да, за полтора года боевых действий СВО и уж тем более за девять лет борьбы Донбасса появились новые песни. Одна из них как раз и звучит: худощавый мужчина со сцены поет под гитару: «За столицу свою, как учили, стою, за ребят из полка…»
— Мне кажется, мотив остается один, — говорит исполнитель этой песни, солист музыкальной группы и офицер пограничных войск Олег Митринюк. — Только текст меняется. Много произведений написано уже сейчас и про Донбасс. Сегодня поем как те песни, что были в 45-м, так и новые, нынешнего времени.
Как и абсолютное большинство гостей пункта отбора, музыкант впечатлен тем, как организована его работа. Все на Яблочкова построено на том, чтобы не тратить лишнего времени и сил посетителей — в одном месте за несколько часов они проходят всех необходимых специалистов, от психологов и представителей Вооруженных сил, распределяющих людей по родам войск и уточняющих конкретное военное «ремесло» поступающих, до медиков, которые удостоверяются, что человек годен к той службе, на которую хотел бы поступить.
А рядом — около автобусов — сами новобранцы и те, кто пришел их проводить. В наше время не так уж часты дружеские компании с музыкальными инструментами, как было во времена «Максима Перепелицы». Провожают обычно родители — и, что важнее, жены и девушки. Это очень трогательный и волнующий момент — хоть речь и о контракте, и многие уходят в войска именно как на «самую лучшую мужскую работу», все-таки действующая армия есть действующая армия — со всеми соответствующими рисками.
— Ты не плачь, слышишь! — говорит жене мужчина средних лет Константин, на гражданке работавший крановщиком. — Я уже бывал в таких местах, ничего. Не страшнее Чечни. Вернусь капитаном, слышишь?
И поднимается на подножку автобуса.
— Страшно, конечно, очень страшно, — говорит его жена Марина, работающая кондуктором автобуса в одном из соседних регионов. — Но что делать, мужчины всегда уходили воевать. А разве тем, кто под обстрелами в том же Белгороде, не страшно? Мы сейчас все в одной лодке, побеждать надо всем вместе.
Кажется, именно в этот момент — как по сигналу — с эстрады несется старая песня про то, что «нам нужна одна Победа». Песня той войны, но не потерявшая актуальности.
— Знаете, вот есть такие, кто говорит: «Я за мир» — и бежит подальше, — говорит еще один поднимающийся в автобус контрактник, Константин, еще один ветеран второй чеченской. — А я так скажу: как раз мы за мир. Я иду туда, чтобы мир поскорее настал, потому что пока не наведем порядок, ничего хорошего не будет. Будет «прилетать» везде. Хочешь мира — надо побеждать. Остальное — просто трусость.
— Без мотивации мы ничего бы не сделали, люди буквально рвутся в ряды Вооруженных сил, — рассказывает Ольга, сотрудница пункта. — Мы многих, к сожалению, вынуждены заворачивать по возрасту или состоянию здоровья — и уже седые мужики буквально плачут. Говорят, что хотят участвовать в исторических событиях, помочь стране. Иногда вопрос решается в индивидуальном порядке.
Войдя в помещение центра, попадаешь в электронную очередь — точно такую же, как в обычных центрах Госуслуг. Нужно подать заявление, затем пройти собеседование с психологом и военным специалистом (основной вопрос — какая военная специальность из нужных стране есть у претендента). Потом — медкомиссия, где врачи, если речь идет о москвиче, одним нажатием кнопки загружают в дело новобранца всю его медицинскую информацию из московской системы ЕМИАС.
Оговорка о москвичах неслучайна: многие жители других регионов идут в Вооруженные силы по контракту через московский пункт отбора. Во-первых, для тех, кто работает в столице, так удобнее, чем ехать на малую родину. А во-вторых, Москва предлагает дополнительные меры социальной поддержки в дополнение к федеральным. В итоге — весьма внушительный социальный пакет.
Каждый контрактник становится кадровым военнослужащим Вооруженных сил России — со всеми полагающимися по этому статусу федеральными и региональными привилегиями. Одна из самых известных — это возможность приобрести жилье по военной ипотеке, официально это называется «за счет Минобороны по накопительно-ипотечной системе». Также за счет федерального бюджета страхуются жизнь и здоровье военнослужащих — для участников боевых действий это весьма важная опция.
Как и остальные кадровые военные, контрактники получают право на военную пенсию после двадцати лет службы; а не реже, чем раз в полгода, контрактники едут в двухнедельный оплачиваемый отпуск. Отдельный пакет льгот предоставляется участникам и ветеранам боевых действий.
Многие из льгот для контрактников появились недавно, с учетом специфики СВО и массовой потребности в пополнении Вооруженных сил. В частности, при поступлении на военную службу предоставляются кредитные и налоговые каникулы, на время службы бронируется рабочее место (то есть работодатель резервирует его за ушедшим в армию работником). Детям военнослужащих предоставляются бюджетные места в вузах — в наше время значительная привилегия — и бесплатный отдых в летних оздоровительных лагерях.
Вооруженные силы «конкурируют на рынке труда» и прямыми выплатами: в Москве при поступлении на контракт выплачивается единовременно 195 тысяч рублей. Ежемесячно денежное довольствие составляет не меньше 200 тысяч рублей, выплачиваются и отдельные надбавки: за продвижение на 1 км в составе штурмовых бригад полагается 50 тысяч рублей, куда больше — за уничтожение военной техники противника. Московским контрактникам, то есть тем, кто обратился в пункт отбора в Москве, вне зависимости от прописки столица дополнительно выплачивает 50 тысяч рублей.
— Конечно, люди идут прежде всего не за материальными выгодами, — говорят работающие с кандидатами сотрудники пункта. — Куда важнее потребность быть вместе со своими друзьями, с народом, участвовать в происходящем, быть субъектом, а не объектом. Но и социальная поддержка важна и подкрепляет мотивацию. Именно поэтому действует наш пункт, где все организовано для наилучшей скорости и комфорта, и именно поэтому город и страна организуют серьезную социальную базу.