Масштабными ремонтами и реконструкциями московское метро в последние годы уже никого не удивляет: мы видели и обновление старых (объекты культурного наследия!) станций, и смену системы автоматизации и телеметрии (как на старой Кольцевой линии в начале этого года).
Видели — и обсуждали сроки ремонтов (когда уже сделают? Вот при СССР линии не закрывали!). А также особенности реставрации старых и реконструкции более новых станций: скажем, делали «Киевскую» Филевской линии (1935 года), так едва ли не утратили фирменный шестиугольный «сотовый» кафель путевых стен. А керамическую облицовку выходов «Теплого Стана» и еще много чего — действительно утратили.
Оказалось — можно предупредить обе этих причины для ворчания разом. Линия с пятью станциями (напомним — движения не было от «Автозаводской» до «Орехово» из-за необходимости перекладки тоннеля между «Кантемировской» и «Царицыно») открылась практически в том же виде, в каком закрывалась. Почистили, отремонтировали — и точка.
Начнем с того, что по обновленному участку бегают все те же советского дизайна вагоны, которые метроспециалисты называют «номерными». Название, кстати, от того, что вагоны предыдущей конструкции назывались «А», «Б» и так далее, до «Еж» и «Ем» (последние — списали в 2020 году). Более новые уже имеют имена собственные: «Яуза», «Ока», «Русич», «Москва». А вот эти промежуточные имели лишь номер проекта: 81-714/717.
Так вот: сейчас именно «номерные» вагоны — действующий винтаж и готовый туристический аттракцион, тем более что проезжая от «Ховрино» через «Театральную» до «Алма-Атинской» — можно увидеть все эпохи нашего метростроительства.
Итак, подходит этот шумный, не такой уж комфортный рядом с «Москвой» поезд — и едет дальше за «Автозаводскую», чего не было с прошлого ноября. Вагоны, хоть середина рабочего дня, — полупустые: не привык народ пока к возвращенной линии. Кстати, на некоторых линиях даже информаторы не привыкли: выдают текст про «нет движения поездов на участке...».
«Технопарк» — нынешних уже времен утилитарная открытая станция. Новость одна, и опять же касается информатора: теперь добавился «выход к Южному речному вокзалу».
Дальше — метромост (эх, вывелась традиция бросаться на этом перегоне к окнам и кричать: «Дельфины! Дельфины!» — а ведь сейчас и поверили бы, мало ли чего в Москве бывает). И «Коломенская», типичная станция-«сороконожка» из шестидесятых, ровесница «Пролетарского проспекта» или «Академической».
Вот что поразительно: как была станция крыта желтым кафелем (абсолютно таким же, как во всех ванных хрущевок!), так и осталась! Только кафель теперь идеально ровный и с выверенным цветом. Остальное — просто вымыто и начищено.
Далее — «Каширская», вот тут изменений максимум. А потому что БКЛ: именно эта станция сопрягается с Большой Кольцевой (помним же, что раньше отрезок большого кольца от «Каширской» до «Каховской» был фрагментом зеленой линии, а затем самостоятельной мини-линией). В результате путевые стены все-таки переоблицевали мрамором, колонны стали черными вместо серых, а главное — появились многочисленные металлоконструкции. Станция стала зрительно ниже и теснее — но что поделаешь, зато лифты и все остальные БКЛ-новинки.
«Кантемировская»: тут такое ощущение, что всё отмыли, потолок заново оштукатурили, но даже лампы дневного света — «подлинные», каждая имеет свою цветовую температуру, поэтому возникает теплый и ламповый (во всех смыслах) разнобой.
Наконец, «Царицыно». Здесь тоже, кажется, практически ничего не сделали: те же затертые гранитные полы (и хорошо!), кое-где видно даже «заплатки» на местах лечения отстававших мраморных плиток. И тайнопись революции на флагах и звездах — мозаики на путевых стенах — осталась.
Нет только маленькой, но известной фанатам достопримечательности: до ремонта одна из надписей «ЦАРИЦЫНО» на путевых стенах имела буквы разного оттенка: И...НО золотистого, все остальное — сероватого. Это потому, что с 1984 года и до конца советского периода станция называлась «Ленино» (как и само Царицыно вкупе). Кстати, мозаика с тем самым профилем в кепочке — сохранилась.
А вот буквы теперь все и везде одинаково серые.
Но это, пожалуй, — единственное, что из милых мелочей исчезло на реконструированном участке. В обмен же появилось (на время, но!) то, чего давно не доводилось ощущать: тот самый позднесоветский запах свежепостроенного тоннеля метро. Как так получилось — неизвестно: дух места, наверное... Но совсем новые линии — пусть и хороши — так не пахнут. А эта — да.
И потому поездка на шумном (надо нагибаться к самому уху собеседника!) «номерном» поезде, который кидает из стороны в сторону, по станциям всех эпох и даже с тем самым уникальным запахом — готовый, повторим, романтический аттракцион этого года. Благо как раз весна и время прогулок парами.