Вообще-то транспорт на то и «общественный», что его маршрутная сеть — всегда дело немного авторитарное. Среди миллионов горожан трудно сбалансировать потребности и возможности, распределить вечно дефицитный «пирог» подвижного состава так, чтобы все были довольны. А потому — во все времена и во всех больших городах действует принцип: запросы учитываются, но не обязательно выполняются.
Тем не менее горожане и в теории, и на практике могут влиять в городе практически на всё. В области транспорта — вспомним недавнюю кампанию по перенумерации маршрутов сразу по всей столице: это вызвало бурю возмущения от людей, которых лишили возможности ориентироваться в городе по памяти. С тех пор — а прошло больше года! — таких резких перенумераций уже не было: очевидно, город учел эффект и теперь, хотя оптимизация маршрутной сети продолжается, все делается постепенно и аккуратно.
А это значит, что, даже не имея возможности менять маршруты напрямую, москвичи обладают значительными ресурсами для того, чтобы адаптировать реальность к своим насущным запросам. Дело только за тем, чтобы научиться так действовать.
Следующая остановка — «Новые дома»
Почти всегда накладки с общественным транспортом, требующие введения новых маршрутов или изменения действующих, возникают в новых районах — там, где никакого жилья раньше не было. В советское время, когда спальные районы «в картофельных полях» строились непрерывно, наземный транспорт (не говоря уж о метро) старался поспевать, но… Путешествие в 40–60 минут от остановки «Новые дома» до ближайшей станции метро в заполнением типа «сельди в бочке» — опыт незабываемый для старшего поколения москвичей, вот только мало кто хотел бы его повторять на новом этапе.
Сейчас ненавидимый урбанистами личный автотранспорт снимает остроту проблемы (те, кто мог бы толкаться в автобусах, частично стоят в пробках). Но из-за того, что исчезло централизованное планирование — жилые кварталы строят частные инвесторы, а наземный транспорт развивает город — «привести» автобус вплотную к тому или иному кварталу (жилому комплексу) становится сложной задачей.
— Есть достаточно известный в Новой Москве комплекс «Град Московский», до 2012 года это был подмосковный городок с огромным тепличным хозяйством, — рассказывает «МК» житель квартала Василий. — После присоединения поселка к Москве были планы сделать здесь станцию метро — однако потом проект изменили, и мы остаемся зависимыми от автобусов. Но беда не в этом, а в том, что из-за конфигурации маршрутов мы тратим около часа, чтобы добраться до метро, хотя могли бы тратить около 10 минут.
По словам собеседника «МК», не так далеко от «Града» находится станция метро «Филатов Луг» — пешком туда идти от микрорайона около 40 минут, причем по лесопарку. Понятно, что пешей доступностью это не назовешь (да этот маршрут и не слишком безопасен в темное время суток). Автобус мог бы решить эту проблему, доставляя жителей «Града» к «Филатову Лугу» за 5–10 минут. Но его нет: маршруты от этой станции ведут совсем в другую сторону.
— Все, что есть у жителей из транспорта, это возможность добраться до метро «Саларьево» на 863-м автобусе, который идет около 30 минут и который по вечерам ходит раз примерно в полчаса, — рассказывает Василий. — Второй автобус, 446-й, также ходит раз в полчаса, а едет до метро «Саларьево» еще дольше, так как идет в объезд. Наконец, третий автобус едет до метро «Рассказовка» — это маршрут 881-й. Но он тоже ходит редко и едет долго.
Несколько лет назад был еще один маршрут, 420-й. Ходил он от «Саларьево» до поселка Марьино через Московский и Валуево, причем интервалы у него были чаще, чем у перечисленных, добавил житель микрорайона. Однако при очередной реорганизации транспортной системы его маршрут изменили — теперь он не проходит ни через Московский, ни через Валуево, где его также теперь не хватает.
— При расчете маршрутной системы пассажирского транспорта действует сразу несколько факторов, основной из которых — пассажиропоток на тех или иных маршрутах, — пояснил «МК» аналитик пассажирской транспортной компании Николай Михалычев. — При этом на новых направлениях, там, где автобуса раньше не было, решение обычно принимается из расчета необходимости обеспечить транспортом тот или иной микрорайон. Речь не идет об оптимизации времени в пути или комфорта для каждой конкретной точки: первичная задача просто охватить все дома транспортом в пешеходной доступности (то есть действующая остановка должна быть не далее 500 м от дома).
По словам эксперта, более удобный маршрут, которым жители пользовались ранее, мог быть изменен в силу того, что его трассой охватили те или иные новые кварталы. Что касается обеспечения транспортом жителей «Града», то формально они в дополнительных мерах не нуждаются: автобусы ходят, а то, что, по мнению жителей, редко и долго — это уже второй вопрос.
— Если попытаться доступными жителям средствами решить этот вопрос, стоило бы, во-первых, добиваться прямой транспортной связки с метро «Филатов Луг», возможно — продления одного из маршрутов, которые ходят с этой станции в другую сторону, — рассуждает собеседник «МК». — Это можно делать через муниципалитет внутригородского поселения, массовыми обращениями в Дептранс и тому подобными методами. Важно показать многочисленность потенциальных пассажиров — для нескольких тысяч человек, которые, грубо говоря, «подписались» ездить этим маршрутом в будущем, автобус могут пустить. Остальное зависит только от статистики по оплате проезда, включая и льготников: решение о рентабельности маршрута зависит только от нее.
Можно, по словам Михалычева, также обращаться к перевозчику — напрямую и через депутатов — с предложением сократить интервалы движения на имеющихся маршрутах. Проблема, однако, в том, отмечает эксперт, что при объективно небольшом пассажиропотоке в вечернее время аргументов для перевозчика может не найтись. «Возить воздух» всегда невыгодно, и при возможности увеличить интервалы они будут увеличены. Повлиять здесь можно только через изменение транспортного задания со стороны города — а значит, обращаться нужно в Дептранс.
В ожидании маршрута «П»
В некоторых случаях оптимизацию маршрутной сети жители просят провести и в давно обжитых районах. Дело в том, что иногда возникают новые, ранее не существовавшие транспортные связки. Например, между расположенными в разных концах района или даже округа филиалами одной и той же городской поликлиники.
— В нашей городской поликлинике номер 9 есть несколько филиалов, — рассказывает житель района Кузьминки пенсионер Игорь Б. — Причем наши филиалы номер 1 и 2 находятся в Кузьминках (на Есенинском бульваре и улице Федора Полетаева), а вот головное учреждение достаточно далеко — в Марьино, на Перервинском бульваре. Тем не менее только там принимают некоторые узкие специалисты, только там можно, скажем, воспользоваться физиотерапией. Поэтому пациенты — а чаще всего это такие, как я, пенсионеры — вынуждены ездить туда регулярно.
Прямого автобусного маршрута между тем в тех края нет — необходимо ехать на наземном транспорте с двумя пересадками либо на метро и двух автобусах, говорит Игорь Львович. Поскольку этот небольшой, но обязательный пассажиропоток «из поликлиники в поликлинику» — люди в основном с затрудненной подвижностью, пенсионеры и часто инвалиды — стоило бы доработать маршрутную сеть с учетом их требований, говорит собеседник «МК».
Добавим: прецеденты такого подхода есть: например, в районах Щукино и Хорошево-Мневники действует маршрут П115, названный в честь одноименной взрослой поликлиники. Такой автобус может ходить с большими интервалами, даже по расписанию — пассажиры могут его изучить; но обеспечить прямую связку между филиалами лечебного учреждения — как говорится, бесценно.
«Поручила народному контролю разобраться с этой проблемой, — комментирует ситуацию на своей странице в соцсетях депутат Мосгордумы Елена Николаева, в округе которой расположена поликлиника №9. — Ребята изучили схему движения московского транспорта и выбрали маршрут от метро «Кузьминки» до ГБУЗ городская поликлиника №9 ДЗМ и обратно. В поликлинику на Перервинский бульвар ходит автобус №658: от остановки «Метро «Кузьминки» до остановки «7-й микрорайон Марьинского парка» автобус едет 35 минут, далее до поликлиники идти пешком 7 минут. Обратно легче добираться маршрутом другого автобуса — №713. Время пути до метро «Кузьминки» — 30 минут, от поликлиники №9 до остановки «улица Перерва, 58» идти 6 минут».
Конечно, даже такой маршрут не является близким и в шаговой доступности, признает депутат. Но как временная альтернатива отмененному когда-то маршруту №552 вполне подходит. При этом, по словам Николаевой, делу может помочь коллективное обращение о возвращении старого маршрута или организации нового — когда оно будет подготовлено, депутат обещала содействовать в обращении с ним в Дептранс.
— Для успешного решения вопроса нужно коллективное обращение, надо собрать подписи, тогда можно будет вопрос сдвинуть с мертвой точки, — пояснил «МК» сотрудник одной из префектур Москвы. — А здесь распространенная проблема: жители хотят, чтобы депутат или чиновник брали под козырек и решал вопрос не вместе с ними, а за них. Но органам исполнительной власти коллективное обращение нужно для обоснования принятия решений — грубо говоря, с нас спросят, на каком основании менять или вводить маршрут автобуса, где обоснования с цифрами. А депутату нужно обычно только одно: если проблема имеет резонанс, обращение также должно быть коллективным, это минимально необходимая аргументация, чтобы стимулировать чиновников.
Именно это «разночтение» чаще всего становится причиной задержек, подчеркнул собеседник «МК». С одной стороны, активисты рассчитывают, что если они донесли проблему до властей, то дальше и действовать должен аппарат депутатов, департамента или префектуры. С другой стороны — все вышеперечисленные ждут обосновывающих подписей, собирать которые чаще всего довольно тяжелая и неблагодарная работа.
— Применительно к поликлинике могу сказать, что есть смысл обращаться к главврачу, он может выступить организующим началом, — рассказала «МК» завотделением одной из московских детских поликлиник. — Главврач может дать добро на сбор таких пожеланий, затем формируется группа представителей от общественников — после чего от имени поликлиники уже можно обратиться к транспортникам. Очень часто проблему можно решить таким образом, введя новые или изменив старые маршруты.
В данном случае важна конструктивная тональность разговора (не крик и требования), подчеркнула собеседник «МК». В департаментах здравоохранения и транспорта существуют специалисты по решению конфликтных вопросов — в том числе связанных с капремонтом поликлиник. Дополнительно власти и администрацию поликлиники можно мотивировать обещаниями хороших отзывов в соцсетях и на городском портале.
Гибкость — норма жизни
Есть, впрочем, надежда, что уже скоро упомянутые проблемы с конфигурацией общественного транспорта уйдут в прошлое. Дело в том, что система безрельсового наземного транспорта в Москве с каждым годом становится гибче и адаптивнее.
И речь не только о беспрецедентных возможностях маневрирования подвижным составом (мы уже привыкли к грандиозным «автобусным мостам» КМ между станциями метро на время ремонтных работ на перегонах), но и об адаптации самой маршрутной сети.
Так, столичные транспортники уже полтора года гордятся новым сервисом адаптивных автобусов по заказу «По пути» — пока что они действуют только в Новой Москве, но планируется распространить эту идею и внутри МКАД. По официальным данным Дептранса, в этом сервисе сейчас доступны уже 285 остановок, из них 102 — виртуальные, до которых каждый месяц совершается больше 10 тысяч поездок.
«Виртуальные остановки — это специальные места на улицах, где может остановиться автобус сервиса, — отмечает пресс-служба департамента. — Их обозначает специальная стела с логотипом сервиса «По пути». На табличке видно, как заказать автобус, и есть QR-код для скачивания приложения «Московский транспорт».
Чаще всего остановки этого сервиса появляются именно по просьбам жителей. Такова, скажем, виртуальная остановка «СНТ «Луч» в поселении Рязановское. «Теперь жители могут заказать автобус рядом с домом и добраться до МЦД Щербинка, Силикатная, метро «Бунинская аллея» и других остановок на комфортных автобусах сервиса», — подчеркнули в департаменте.
Что касается изменения маршрутной сети классического наземного транспорта — время от времени город проводит кампании по сбору мнений и предложений горожан при помощи цифровых платформ. При помощи электронных голосований на городском портале и смежных сервисах появился или был оптимизирован уже не один десяток маршрутов.
Однако — и это самое важное — все эти инструменты, и традиционные, и цифровые, работают при единственном обязательном условии: сами жители того или иного района (или пациенты поликлиники, или родители школьников) должны скоординироваться и показать, что их много. Одиночных обращений, что и показывает практика, решительно недостаточно. Иначе говоря, собирайтесь из «прутиков» в «веники» — и будет всем счастье!