Властелин метроколец: почему БКЛ лучшая в мире

Секреты и курьезы других кольцевых линий метро

С 1 марта этого года Большая кольцевая линия московского метро возглавила мировой рейтинг аналогичных транспортных сооружений. Сейчас это самая протяженная (70 километров и 31 станция) замкнутая линия метрополитена в мире. Аналогичным прорывом когда-то была и центральная Кольцевая линия (номер

5 на карте Мосметро). Вообще же в мире есть около двух десятков кольцевых метролиний, каждая из которых имеет свои особенности.

Секреты и курьезы других кольцевых линий метро
Глазго: единственная линия, и та кольцевая

Идея замкнуть линию городских железных дорог, чтобы организовать хороший пересадочный контур, — совершенно не новая, до этого транспортники додумались еще при проектировании трамвайных линий в XIX веке. В одной Москве таких колец к началу прошлого столетия было целых три: трамвайные маршруты А (Бульварное кольцо), Б (Садовое кольцо — сохранился до наших дней в виде электробусной линии) и, по окраинам города, Московская окружная железная дорога (ныне МЦК). Конечно, были похожие линии в большинстве больших европейских городов — от Вены до Лондона.

Сделать метрополитеновское кольцо впервые догадались в Великобритании — причем в шотландском Глазго кольцевая линия остается единственной в городской подземке. Затем была Москва с эпохальным проектом Кольцевой линии, поразившим всех роскошью «подземных дворцов» начала 1950-х годов. Остальные города мира, имеющие кольцевые линии (о них — ниже), во многом учились у Москвы.

А современный бум строительства кольцевых метролиний — частью которого, конечно, стала и наша БКЛ, — пришелся на начало XXI века. Сначала (в последние годы предыдущего столетия) планы строительства таких линий возникли в Европе и «азиатских тиграх», затем со всей мощью своей индустрии в процесс включился Китай — там сразу несколько метроколец, одно из которых до 1 марта этого года было рекордным, сооружались одновременно с московской новинкой.

Так что не будет преувеличением сказать, что российская столица — может быть, впервые в истории — не отстает от общемировых тенденций транспортного развития, а возглавляет их (и по темпам возведения, и по объемам). Тем не менее зарубежные метрокольца интересны и для туриста, и для транспортника, причем каждое по-своему.

Россия и СНГ

Во-первых, вкратце напомним о «старой» Кольцевой линии Московского метрополитена. Это единственное до введения в строй БКЛ завершенное метрокольцо в бывшем СССР, имеющее 12 станций. Открывалась эта линия в три очереди, в 1950–1954 годах, причем построить ее успели до осуждения в СССР «архитектурных излишеств», так что наряду со старыми станциями Ленинградского метрополитена и некоторыми радиальными это самые парадные и художественные станции метро в стране (возможно, и в мире).

Кольцевая линия объединяет 7 из 9 московских вокзалов (и все работающие с поездами дальнего следования: на Рижский и Савеловский дальние поезда уже не прибывают). Ежедневно по ней проезжают более 500 тысяч человек — и это много (отчасти поэтому пришлось реализовывать проект БКЛ: необходимо было разгрузить центральные пересадочные контуры).

Каждая станция Кольцевой линии имеет свою художественную тему (выбранную из «трендов» того времени). «Парк культуры» — отдых советского народа, «Октябрьская» — победы русского и советского оружия, «Добрынинская» — русское зодчество, «Курская» — плодородие черноземных областей, «Белорусская» и «Киевская» посвящены соответствующим республикам.

Почти сразу же после сдачи в эксплуатацию московской Кольцевой линии ее аналог начал разрабатываться для Ленинграда. Планы создать в Питере метрокольцо (к 2045 году) существуют и сейчас — однако, увы, строительство пока не начиналось. Артефакт с надеждой на будущее — двухъярусная станция «Спортивная», второй ярус которой должен работать на будущей кольцевой линии.

Планы построить метрокольцо есть также в Минске — хотя здесь, в отличие от Санкт-Петербурга, нет даже отдаленных календарных планов. А в Баку и Ташкенте участки проектируемых метроколец уже работают. В столице Азербайджана это Зеленая линия, вторая после Красной (она начала открываться участками еще в 1968 году), а в Узбекистане это линия Тридцатилетия независимости, первый участок которой был открыт 30 августа 2020 года. Протяженность ташкентской кольцевой составит более 50 километров, причем она будет полностью на- и надземной.

Пекин: линия 10 была самой протяженной кольцевой в мире до БКЛ

Дальнее зарубежье

Как уже говорилось, кольцевые линии есть в Великобритании — в Лондоне (где с 2009 года кольцо приобрело «отросток» в направлении станции «Хаммерсмит») и Глазго. Шотландское кольцевое метро, открытое в 1896 году, — любопытный образец «транспортного антиквариата»: узкая колея 1219 мм, малый диаметр тоннелей (3,35 м), до конца 70-х годов прошлого века там можно было встретить вагоны XIX столетия. Тем не менее это кольцо исправно перевозит в день до 36 тысяч пассажиров.

В континентальной Европе метрокольца присутствуют также в Неаполе (планировалась еще в начале 1960-х, но первая очередь открыта лишь в 1993 году), Копенгагене (строится, первая очередь открыта в 2019 году), Мадриде (открыта в 2013 году) и Осло. Последнее из метроколец имеет уникальную топологию — своего рода узел с двойной петлей: поезда приходят с одного радиуса, проходят кольцо, дважды проезжая шесть из его станций, а затем уходят на другой радиус.

Однако настоящим царством метроколец за последние десятилетия стал Дальний Восток: в Сеуле метрокольцо построили в 1978-1984 гг., в японской Нагое еще раньше, в 1960-х (а кольцевая линия в Токио, как и московская МЦК, и берлинский S-Bahn, ровесница вышеназванных, но она наземная). В новом тысячелетии свое слово здесь веско сказал Китай.

В Пекине, как и в Москве, есть две кольцевые линии: линия 2 была построена еще в 1980-е годы вдоль городских стен времен династии Мин, а линия 10 — в 2000-е и начале 2010-х. В течение 10 лет, вплоть до открытия Московской БКЛ, она являлась наиболее протяженной в мире кольцевой метролинией (57 с небольшим километров). А по числу станций она и сейчас чемпион — их на 10-й линии 45.

И Пекином в Китае дело не ограничивается: метрокольца существуют в Шанхае, Чэньду, Чжэнчжоу, Чунцине, Гуанчжоу. Если же взять в расчет и Тайвань, то там тоже — в портовом Гаосюне — есть кольцевая линия метро, которая в настоящее время еще не завершена.

Наконец, своя кольцевая — «Марина лайн» — существует в крошечном, но высокотехнологичном Сингапуре. Эта линия пока также не завершена, однако по проекту должна быть закончена в 2026 году.

Хотя в безрельсовых транспортных системах, как некоторое время назад доказали ученые, радиально-кольцевые структуры не являются оптимальными (именно поэтому в Москве проектировавшиеся ранее новые кольца были выстроены в виде хорд), для метростроения эта структура по-прежнему незаменима. Это показывает практика строящихся по всему миру транспортных каркасов XXI века. Среди которых транспортный каркас Московской агломерации вполне современен и соответствует размаху одного из крупнейших мегаполисов Евразии, которым в течение ближайших десятилетий станет столица России.

Ввод в эксплуатацию Московской БКЛ обогатил мировые технологии метростроения. В частности, именно в Москве были поставлены и корректно решены задачи реконструкции тоннелей 1960-х годов постройки под подвижной состав и организацию движения 2020-х годов (участок «Каховская» — «Каширская»). Именно в Москве созданы пересадки со станций современной постройки на станции 1950-х («Рижская») и даже 1930-х годов («Сокольники», «Петровский парк»). Московская линия — полностью подземная, притом проложенная в плотной городской застройке, что обусловило закрытый способ проходки на большинстве участков.

Для самой же столицы Большое кольцо стало локомотивом развития рельсового транспорта — так же, как запущенное в 2016 году МЦК и реконструируемые диаметры МЦД. Пассажиры-москвичи и гости столицы привыкают к совершенно новому уровню комфорта в вагонах, сервиса в поездах и на станциях (USB-розетки, Интернет, торговые автоматы). Полностью реализуется безбарьерная среда и интеграция с другими видами городского транспорта (включая тарифную систему). Как в 50-х годах прошлого столетия Кольцевая линия сделала московское метро безусловно главным транспортом столицы, так и сейчас БКЛ адаптировала метрополитен под размеры современной агломерации.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру