Самое протяженное метрокольцо в мире замкнули всего за несколько лет

Большое кольцо рекордов

Большая кольцевая линия московского метро (БКЛ), полностью открытая для пассажиров 1 марта, стала одним из крупнейших в мировой истории метростроительных проектов. 70 километров, 31 станция, 3 электродепо — линия была построена в максимально короткие сроки — в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего 5 лет. И хотя появилась БКЛ не с чистого листа — соответствующие планы и проекты прорабатывались еще в советские времена, — именно в наши дни команда московской мэрии смогла аккумулировать необходимые ресурсы для быстрой постройки линии.

Большое кольцо рекордов

В историю Москвы (да и всей России) БКЛ, конечно, войдет как достижение мэра столицы Сергея Собянина и его команды — и вполне заслуженно: активные работы по проектированию и затем строительству начались именно в начале 2010-х годов, когда нынешнее руководство города взялось за «рычаги». Тем не менее Большое кольцо — это проект, о котором мечтали и к которому готовились очень давно. Еще в те времена, когда территория столицы ограничивалась МКАД, а ее население составляло 8–9 млн человек.

Первые предложения об организации Большого метрокольца были сформулированы в 1985 году. Тогда его трассировка была другой, как и расчетные места будущих станций. И это объяснимо: Москва 1985 года имела другую, не похожую на нынешнюю схему мест приложения труда, другие планы развития жилых районов. Не планировалось и плотной интеграции метрополитена и наземных железных дорог (нынешних МЦК и МЦД).

За строительство взялись тогда, когда в начале 2010-х годов Москва взяла курс на развитие в качестве одного из мировых мегаполисов. Руководство города приняло неизбежное — превращение города в сверхплотную высокотехнологичную агломерацию — и приступило к реконструкции транспортного каркаса главного мегаполиса страны. Теперь Большое метрокольцо стало необходимым как дополнительный минующий центр города пересадочный контур, один из фундаментов транспортной стабильности Москвы XXI века.

Именно поэтому ресурсы были найдены, в том числе при участии федерального центра, и на строительство (ставшее, без преувеличений, объектом федерального масштаба) привлечены беспрецедентные силы. Сейчас, когда БКЛ открыта на всем своем протяжении, а железнодорожные диаметры один за другим реконструируются по новейшим стандартам городских железных дорог, мы в общих чертах уже видим, насколько комфортным и быстрым становится перемещение по всей Московской агломерации. И сейчас, и в обозримом будущем.

Секрет силы

«БКЛ качественно изменит всю транспортную систему столицы. Она разгрузит многие автострады, станет хорошим стимулом для развития и благоустройства прилегающих городских территорий, сделает жизнь мегаполиса, его жителей и гостей более удобной и динамичной. Думаю, что пассажиры, которые пользуются действующими участками нового кольца, уже смогли оценить все его плюсы, получили ощутимую экономию времени в пути», — заметил Президент России Владимир Путин, открывая новую линию. «Десятки более коротких и удобных маршрутов, десятки миллионов сэкономленных часов, больше комфорта для миллионов пассажиров и возможности для развития подземки на долгие годы вперед — вот что значит для Москвы наше новое Большое кольцо», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин в день открытия линии. Напомним, что 1 марта были открыты 9 станций, замкнувших кольцо с восточной стороны. Всего же на БКЛ 31 станция, а общая длина линии составила 70 километров. Обслуживают линию сразу сто поездов «Москва-2020» — это новейшая модель, разработанная специально для столицы.

— Успешная реализация проекта БКЛ — итог работы всех служб: строительного и транспортного комплексов, комплекса городского хозяйства и, конечно, метростроевцев, — подчеркнул мэр.

Строительство центральной — еще недавно единственной — Кольцевой линии продолжалось, напомним, примерно десять лет — с середины 40-х до 1954 года (проекты, как и в случае с БКЛ, начали разрабатываться за некоторое время до этого). При этом масштаб старого кольца, разумеется, несравним с нынешней линией: протяженность его составляет всего 19,4 км с 12 станциями, что в 3,5 раза меньше БКЛ.

Иными словами, новая линия была построена в несколько раз быстрее прежней — впрочем, причины очевидны: в наши дни применяются куда более мощные строительные инструменты, во много раз возросла механизация на всех этапах. Так что прогресс здесь неудивителен — однако стоит заметить, что по темпам строительства БКЛ обогнала и современные зарубежные проекты.

И секрет этого успеха — в аккумулировании усилий и оптимизации управленческих ресурсов, что и продемонстрировала нынешняя команда градоначальника. Работы по каждой станции в среднем велись 2–3 года, это высокие по мировым меркам темпы. На строительстве было задействовано до 11,5 тыс. человек одновременно, всего же в строительстве БКЛ принимало участие 20 тыс. человек.

Не сразу строилась

В начале 2010-х годов, когда городские власти осознали необходимость радикального усиления системы московского метро, линия носила рабочее название «Третий пересадочный контур». Первым контуром при этом традиционно считались пересадочные станции внутри Кольцевой линии, вторым — само кольцо, замкнувшееся в 1954 году.

Старейшим участком БКЛ по дате проходки тоннелей нужно признать участок от «Каховской» до «Каширской» — он был открыт в уже далеком 1969 году как южное окончание Горьковско-Замоскворецкой (ныне Замоскворецкая) линии. Затем, с 1985 года, по нему было так называемое вилочное движение (параллельно с ныне действующим южным участком на «Орехово» и далее); в 1990-х участок изолировали в отдельную Каховскую линию всего из трех станций. Наконец сейчас после капитального ремонта этот участок полностью интегрирован в Большое кольцо.

Следующий по времени ввода участок БКЛ был открыт уже в наши дни — в начале 2018 года (от «Делового центра» до «Петровского парка») и в его конце (продление до «Савеловской»). Именно тогда жители сверхнапряженной Таганско-Краснопресненской линии смогли ощутить преимущества нового контура: теперь можно было от «Полежаевской» легко доехать до Москва-Сити или до Савеловского вокзала. Кроме того, метро пришло и в ранее труднодоступный (хотя и центральный по своему местоположению) район Ходынского поля.

Следующий участок БКЛ («Нижегородская» — «Лефортово») был открыт в 2020 году одновременно с другой — Некрасовской — новой линией. Чуть позже, под новый, 2021 год, этот участок продлили до «Электрозаводской». Рациональность запуска линии в составе другой очевидна: вновь построенные перегоны и станции всегда следует как можно быстрее включать в работу. А «подключение» к северному участку БКЛ означало бы задержку на два года — технический пуск отрезка «Савеловская» — «Электрозаводская» был проведен лишь в конце ноября 2022 года.

Крупнейший отрезок БКЛ (от «Хорошевской» до «Каховской») был запущен 7 декабря 2021 года. Это сразу сделало линию заметной для жителей всего города — в том числе юга и юго-запада столицы. После этого оставалось замкнуть лишь уже упомянутый северный участок и восточный сектор кольца — от «Каховской» до «Нижегородской» поезда пошли в декабре 2022 года.

Красота и утилитарность

Пассажир Большой кольцевой линии сразу может заметить, что это проект XXI века. В нем аккумулированы технологические новшества в части организации пассажиропотока и оформления станций, не применявшиеся в советском метростроении (добавим, что на ранних этапах к проектированию и оформлению привлекались и иностранные специалисты).

Большое кольцо — это безбарьерные, но подчас протяженные переходы между станциями. Так сделано для оптимизации передвижения пассажиров в часы пик: короткие пересадки могут быть опасными, когда людей на них слишком много.

Большое кольцо — это применение как классических (мрамор, нержавеющая сталь), так и хайтек-материалов в оформлении станций. Каждая из 31 остановки на БКЛ имеет свое оформление: так, «Мневники» оформлены в стиле русского авангарда, на «Савеловской» прозрачные облицовки демонстрируют тюбинги тоннелей, оформление «Кленового бульвара» отсылает к Дьяковскому городищу и Коломенскому, а большой экран на потолке «Рижской» уже с первых дней работы станции стал городской достопримечательностью.

Архитектурные решения трех станций — «ЦСКА», «Мнёвники», «Нижегородская» — стали лауреатами премий Москвы, и, скорее всего, это не последние награды: новые станции просто еще не успели стать фигурантами конкурсов.

Но оформление — разумеется, не главное: важно, что Большая кольцевая линия соединила кратчайшим путем районы города, ранее находившиеся друг от друга «в часе езды с пересадками» либо соединенные ненадежным в плане времени пути наземным транспортом. Даже в те годы, когда говорилось о грядущей эре «тотальной удаленки», Москва строила быстрые и удобные связки — так, чтобы жители всех округов и районов чувствовали себя подключенными к новому высокоскоростному «интерфейсу» мегаполиса. Да, вложения в Большое кольцо не менее грандиозны, чем в программу реновации жилья — еще одну гордость команды Сергея Собянина. Но и окупится метро будущего быстро и надежно — это очевидно уже сейчас. Пожалуй, впервые в истории город модернизировал транспортную систему с упреждением — так, что переделывать не придется в ближайшие много десятилетий.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28982 от 3 марта 2023

Заголовок в газете: Большое кольцо рекордов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру