«Все, кого я встретил здесь, приятно шокированы теми высотами, которые достигнуты. Это европейский уровень, а то и выше», — говорит Евгений.
Он стал одним из 4 тысяч пациентов, кому была оказана помощь за первый месяц работы флагманского центра при городской клинической больнице имени Вересаева.
Мэр Москвы Сергей Собянин, подводя первые итоги работы флагманского центра, замечает, что именно здесь был применен новый стандарт экстренной медицинской помощи. «Разработчиками стандарта стали не теоретики, часто витающие в облаках, а практикующие врачи и медсестры с огромным опытом работы в приемных отделениях экстренной помощи», — писал Сергей Собянин в своем блоге.
Среди главных принципов нового стандарта на первом месте стоит максимально быстрое и качественное оказание скорой помощи. Внедрено несколько десятков алгоритмов ее оказания для практически любой болезни или состояния, и во врачебных бригадах выполнение этих алгоритмов доведено практически до автоматизма. Такая скорость имеет, без преувеличения, жизненно важное значение, например, при инфарктах и инсультах.
При оказании первой помощи сразу используются ресурсы практически всей системы здравоохранения столицы: информационные системы флагманского центра, «скорой помощи» и поликлиник интегрированы, и данные о состоянии пациента становятся доступны в приемном отделении, пока его еще везут на машине. Внедренная цифровая система «Триаж» позволяет распределять пациентов по срочности оказания медицинской помощи.
Так, за первый месяц работы флагманского центра 20% пациентов были направлены по «красному коридору» для оказания реанимационной помощи, 45% пациентов были в состоянии средней тяжести, 35% — в удовлетворительном. Их, соответственно, направляли в «желтую» и «зеленую» зоны.
Потоки никак не пересекаются, и никто никому не мешает — система работает максимально эффективно. Но вне зависимости от того, в какое отделение попадает пациент, его ждет неизменно высококвалифицированная помощь.
«Всё на высоком уровне. Очень высоком. Спасибо докторам, которые и днем, и ночью о нас, пациентах, заботятся. Медицинские работники сами подходят, берут анализы, делают кардиограмму. После проведенной диагностики мне провели экстренную операцию. Сейчас чувствую себя отлично. Всё хорошо», — говорит пациент флагманского центра Владимир.
Стоит добавить, что при такой пациентоориентированной системе москвичи избавлены от хождения по кабинетам. Диагностические процедуры проводятся прямо у постели больного. Во флагманском центре — самое современное, максимально эффективное оборудование.
Не забыты и волнующиеся родственники. Персонал поможет связаться с ними, все разъяснит, успокоит.
«Одними из самых частых причин экстренной госпитализации стали острые хирургические патологии — 22% от общего количества случаев, различные травмы — 26%, а также сердечно-сосудистые заболевания — 47%, — говорит главный врач ГКБ имени В.В.Вересаева Игорь Парфенов. — Благодаря единым медицинским алгоритмам, разработанным по каждому экстренному случаю, все врачи и средний медперсонал флагманского центра четко знают, что и в какой последовательности должны делать. Это позволяет добиться максимально быстрого и слаженного выполнения медицинских манипуляций. Мы видим, что уровень подготовки и квалификации наших сотрудников соответствует поставленным задачам. Нам нравятся комфортные условия, новое высокотехнологичное оборудование, использование мультидисциплинарного подхода и цифровых решений — в частности, системы оценки состояния пациентов «Триаж». А самое главное, что коллективу нравится работать. Интенсивно — да, напряженно — да, ответственно — да, но мы видим результат и понимаем, что используем самые современные технологии».
Надо отметить, что среднее время пребывания пациентов во флагманском центре составляет 2 часа до окончательной постановки диагноза. А ведь речь идет не только о стандартных процедурах оказания помощи, но и о весьма сложных случаях.
Так, в один из дней в центр была доставлена 47-летняя женщина с признаками внутримозгового кровоизлияния. Судорожный припадок случился с ней прямо в спортзале.
Компьютерная томография показала массивное кровоизлияние в головном мозге, но еще не объясняла причину сосудистой катастрофы. Дополнительно проведенная ангиография подтвердила наличие аневризмы — патологического выпячивания стенки сосуда. Аневризма располагалась во внутричерепном отделе правой внутренней сонной артерии, которая является одним из главных сосудов, питающих головной мозг. Вероятно, женщина жила с ней долгие годы, но в этот раз артерия не выдержала давления в результате физической нагрузки.
Несмотря на то что состояние пациентки оставалось стабильным, избежать операции было нельзя. В подобных случаях риск повторного разрыва аневризмы чрезвычайно высок, при этом рецидив кровоизлияния часто становится для человека фатальным.
«Команда эндоваскулярных хирургов провела пациентке высокотехнологичную малотравматичную операцию с использованием современного рентгенэндоваскулярного оборудования. Мы сделали небольшой прокол в бедренной артерии и под контролем ангиографического комплекса через артериальное русло добрались точно к проблемному месту. Затем заполнили полость аневризмы специализированными микроспиралями, тем самым отключив ее от магистрального кровотока. В дальнейшем это позволит минимизировать вероятность повторного разрыва», — говорит заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения ГКБ им. В.В.Вересаева. Михаил Струценко.
Операция прошла успешно. Через неделю после хирургического вмешательства женщина отправилась домой. В настоящее время ее жизни и здоровью ничего не угрожает.
Флагманский центр при ГКБ им. Вересаева — это первая ласточка новой системы оказания экстренной медицинской помощи. Всего в Москве появятся шесть флагманских центров на базе крупнейших многопрофильных стационаров. В марте прием пациентов начнет флагманский центр при Научно-исследовательском институте скорой помощи имени Н.В.Склифосовского. В течение 2023 года запланировано открытие еще четырех подобных объектов: при ГКБ им. С.П.Боткина, ГКБ №15 им. О.М.Филатова, ГКБ им. В.М.Буянова и ГКБ№1 им. Н.И.Пирогова. Каждый флагманский центр сможет принимать до 200 неотложных пациентов в день, а в случае экстренной необходимости — до 300.