Теплый свет московских поликлиник

В столице реализуется самая масштабная программа модернизации первичного звена здравоохранения за всю историю города

Всего за каких-то десять лет столичные поликлиники прошли путь кардинальных перемен. В программу модернизации вошло более 200 городских поликлиник, а это почти половина всего амбулаторного фонда столицы. Благодаря внедрению цифровизации в систему здравоохранения столицы работа врачей существенно упростилась — многие рутинные задачи за них решает искусственный интеллект, а у них остается больше времени на пациента. Впрочем, это совершенно не значит, что когда-нибудь робот сможет заменить человека в белом халате: ИИ — помощник врача, а вовсе не его конкурент.

В столице реализуется самая масштабная программа модернизации первичного звена здравоохранения за всю историю города
Городской форум профессионалов «Моя поликлиника» в Гостином дворе.

Об этом и многом другом шла речь на форуме «Моя поликлиника», который прошел в Москве 15–17 декабря и был посвящен развитию амбулаторного звена как основы столичного здравоохранения. Форум открывали мэр Москвы Сергей Собянин, заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова и министр здравоохранения России Михаил Мурашко.

Путь к здоровью начинается с поликлиники. В своем выступлении на открытии форума мэр столицы Сергей Собянин сказал, что в поликлиники столицы совершается примерно 100 млн визитов в год. По его словам, в стационаре каждый москвич бывает раз в восемь, а то в десять лет. А вот в поликлинику житель столицы в среднем ходит по восемь раз в году. «Если пересчитать на коэффициент семейности, то какой-то член семьи приходит в поликлинику два раза в месяц», — заметил мэр.

Новый московский стандарт поликлиник предполагает, что в них появляется больше врачей самых востребованных специальностей, здания оснащаются современным медицинским оборудованием (закуплено уже свыше 55 тысяч единиц), расположение кабинетов и зонирование помещений становятся удобнее.

Новый стандарт — это новая среда для оказания качественной медицинской помощи. Директор Дирекции по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Безымянный, выступая на дискуссии «Стандартизация в первичном звене здравоохранения» форума «Моя поликлиника», рассказал, как новый стандарт внедряется в столице.

По его словам, новый подход к зонированию обеспечил логистически грамотные потоки пациентов, сократил время их нахождения в поликлинике при получении услуги.

Сейчас в столичных поликлиниках применяется унифицированная навигация. На первом этаже расположены наиболее часто посещаемые кабинеты: дежурный врач, кабинет ОРВИ. В каждой поликлинике единый и понятный по составу набор специалистов, стандартный набор инструментальных исследований и оборудования.

«Обратите внимание, новый московский стандарт стал фактически брендом, а это означает, что типовую московскую поликлинику вы встретите как в Бибиреве, так и в Печатниках», — говорит Алексей Безымянный.

Благодаря электронной очереди посетители всегда знают точное время приема, а врачи могут не отвлекаться от основной работы, отвечая на бесконечные вопросы.

«Все это позволило людям по-другому смотреть на врачей и ощущать себя в поликлинике, но и врачам помогло по-другому чувствовать себя на рабочем месте. Важно обеспечить комфортные условия для медиков», — подчеркивает Безымянный.

Но изменения интерьера — это только верхушка айсберга. Для повышения квалификации врачей созданы ситуационные центры, разработаны специальные программы обучения, в том числе на новейшем высокотехнологичном оборудовании.

В рамках внедрения нового стандарта город проводит программу капремонта поликлиник. В нее включена 201 поликлиника. 69 зданий уже отремонтировали. Кроме того, город строит новые здания поликлиник. До 2025 г. планируется построить 32 поликлиники, 5 из них уже открылись для пациентов в этом году.

Что касается персонала, то сотрудники поликлиник проходят обучение в Кадровом центре Департамента здравоохранения. В образовательные программы в числе прочего входят коммуникативные тренинги и обучение по работе с новым оборудованием.

Важная часть масштабного улучшения работы первичного поликлинического звена — это цифровизация системы оказания медицинской помощи. Москва занимается ее внедрением уже более 10 лет.

В ту пору кто-то и представить не мог, что практически все рентгеновские снимки, а также данные КТ и МРТ москвичей будет изучать искусственный интеллект. Однако сегодня это стало уже практически рутиной.

За эти годы в городе создана единая цифровая платформа здравоохранения. Она позволяет аккумулировать все данные о состоянии здоровья горожан в едином цифровом контуре, что делает их доступными в режиме онлайн и для врачей, и для пациентов. Иными словами, пациент имеет доступ ко всем данным своих исследований в личном кабинете, а врач любого городского медучреждения может узнать историю его болезни, ознакомиться с заключениями коллег и посмотреть, например, рентгеновские снимки, что называется, не выходя из компьютера.

«Сегодня практически все москвичи имеют электронную медицинскую карту. Не все пользуются ей регулярно, но половина пользуется уже как своим приложением. И как только появился медицинский дневник человека, туда началась подгружаться одна за другой информация. Параллельно происходили еще более интересные вещи, связанные с цифровизацией лабораторных исследований: радиологический центр, который сконцентрировал в себя все радиологические исследования (МРТ, КТ, лучевые исследования). Затем все это оцифровалось и начало грузиться в электронную медицинскую карту вместе с диагнозами, жалобами и так далее. И как в фантастических фильмах рисуют цифровой двойник, начал формироваться медицинский цифровой двойник москвича», — рассказал на открытии форума «Моя поликлиника» Сергей Собянин.

В Москве оформлено более 17 млн электронных медкарт, к которым в круглосуточном режиме имеют доступ как врачи, так и пациенты. Благодаря им в электронный формат переведено множество других документов — рецепты, больничные и т.п. На базе всех городских поликлиник открыты телемедицинские центры, с помощью которых врачи ведут онлайн-прием пациентов с ОРВИ и COVID-19. Электронные рецепты с QR-кодом выписывают во всех городских поликлиниках с февраля 2021-го.

Единая цифровая платформа сопровождает каждого пациента на всех этапах — от постановки диагноза и лечения до последующего наблюдения. В столичном Департаменте здравоохранения описывают алгоритм: например, пациент записывается на прием удаленно (через сайт mos.ru или мобильное приложение EMIAS.INFO), далее перед приемом чат-бот на основе искусственного интеллекта опрашивает пациента и передает данные врачу. Таким образом, врач тратит меньше времени на сбор жалоб и анамнеза. Информация загружаются в Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС), которая аккумулирует данные всех цифровых услуг и сервисов московского здравоохранения. На приеме врачу помогает система поддержки принятия врачебных решений — на основе жалоб пациента инструмент подбирает наиболее вероятные диагнозы, а врач уже решает, соглашаться ли с ними. Также система предлагает врачу готовые пакетные назначения, которые включают в себя комплекс необходимых лабораторных и инструментальных исследований, необходимых для подтверждения предварительно поставленного диагноза, а также консультации у профильных специалистов. Благодаря тому, что направления на все диагностические исследования и дополнительные консультации сформированы в едином пакете, врач тратит примерно в 10 раз меньше времени на назначения.

Результаты приема отражаются в электронной медицинской карте на mos.ru и в мобильном приложении EMIAS.INFO. Доступ к данным имеет как пациент, так и врач. Между прочим, все детские поликлиники города уже полностью отказались от бумажных медкарт. Это освободило и врачей, и родителей маленьких пациентов от лишней бумажной волокиты. Бумажные медкарты уже начали перевозить на хранение в роботизированный кластер Главархива. На месте бывших картохранилищ в поликлиниках оборудуют комфортные помещения для врачей — комнаты профессионального роста и комнаты отдыха. Медики смогут собираться на тренинги и мастер-классы, обсуждать научные проекты, рабочие задачи.

Кроме того, цифровые технологии применяются и в диагностике заболеваний. Например, все взрослые поликлиники в Москве оснастили цифровыми электрокардиографами с искусственным интеллектом. Благодаря таким инновациям медработники могут быстро получать как записанную цифровую электрокардиограмму, так и результат ее автоматической расшифровки.

Сделанные на цифровом оборудовании поликлиник лучевые снимки загружаются в единый радиологический информационный сервис (ЕРИС) — городское облачное хранилище медицинских изображений.

Параллельно созданы центры по анализу сделанных снимков, в частности московский референс-центр лучевой диагностики, где рентгенологи могут удаленно описывать медицинские изображения, загруженные в ЕРИС.

Как рассказывает главный внештатный специалист по лучевой и инструментальной диагностике, директор московского Центра диагностики и телемедицины Юрий Васильев, на сегодня в городе проведено уже более 8 миллионов исследований, проанализированных с помощью сервисов искусственного интеллекта: «ИИ проводит аналитику по самым разным направлениям, от ковида и рака легкого до плоскостопия, сегодня такие заключения доступны для 150 медицинских организаций Москвы, включая детские, и многие врачи могут пользоваться сервисом ИИ так же легко, как и линейкой. Кстати, недавно в нашу систему включились и врачи из Ямало-Ненецкого автономного округа — они тоже пользуются нашим сервисом. Кроме того, у нас работает сервис голосового ввода, с помощью которого заполнено уже около 200 тысяч заключений, — эта система значительно ускоряет работу врачей-рентгенологов. Данные описания снимков медики могут вводить с помощью голоса, что дополнительно экономит более 20% времени по сравнению с заполнением результатов вручную».

Центр диагностики и телемедицины.

В анализе изображений врачам помогает компьютерное зрение на основе искусственного интеллекта. Алгоритмы отмечают области возможных патологий цветовыми подсказками и ранжируют медицинские снимки по степени важности. Окончательный диагноз в любом случае ставит врач, но применение новых технологий значительно ускоряет постановку диагноза и повышает его точность.

Как это работает на практике? Пациент приходит в поликлинику или стационар, делает исследование, которое отправляется к врачу. «А по пути оно проходит через сервис ИИ. В итоге к врачу приходит как исследование, так и стандартный протокол описания этого исследования от ИИ. К примеру, у пациента очаг в легких: ИИ измеряет его размеры, объем, составляет заключение на основании стандартизированного протокола и направляет врачу. Сервис делает подсчеты и анализирует информацию гораздо быстрее, чем доктор; более того — он обязательно отметит места, которые ему не нравятся, на которые врач, возможно, не обратил бы внимания. Важно еще и то, что ИИ проводит еще и скрининг в рамках нозологии, которая не является таргетной в исследовании. Поясню: в рамках диагностики рака легкого ИИ изучит, сколько в сердце коронарного кальция (а это — предиктор уже ишемической болезни сердца), плюс отследит, есть ли предвестники остеопороза. Сегодня искусственный интеллект — помощник врача, он помогает ему экономить время», — продолжает Юрий Васильев.

Конечно, поначалу все шло не так гладко, как хотелось бы, — ИИ нередко допускал ошибки. Однако благодаря перманентному тестированию сервисов столичным специалистам удалось отобрать самые лучшие, которые обеспечивают высокую точность диагностики. «За два года эксперимента по внедрению компьютерного зрения количество сервисов выросло в разы, делать работу они стали более качественно. При этом большинство сервисов, которыми мы пользуемся, российские — мы горды тем, что соотечественники разрабатывают такие продукты, они становятся лучшими в мире. Кроме того, мы постоянно ведем работу с врачами. Раньше у врача был типичный страх, что ИИ его заменит. Это не так — ИИ всего лишь помогает в работе. Мы постоянно проводим опросы врачей: если раньше они не слишком доверяли таким программам, то сейчас это стало рутинным инструментом. Кто-то из врачей до сих пор не пользуется ИИ, мы не заставляем. Однако большинство уже освоили эти сервисы и пытаются выбрать лучшие. Выбирать есть из чего, и если раньше самой большой проблемой были ложно-отрицательные результаты, то сегодня мы отдаем предпочтение системам, которые настроены на максимальную чувствительность: врач всегда обратит на это внимание. У нас есть сервисы по многим нозологиям: раку легкого, гематомам, раку молочной железы, даже плоскостопию. Повторяю: ИИ — помощник врача, который освобождает его от ряда рутинных процедур», — говорит Юрий Васильев.

Врач-рентгенолог Центра диагностики и телемедицины Андрей Панкратов рассказывает, что его задачи — изучить заключение ИИ пациентов, которые приходят в списке, и найти возможные ошибки. «Посмотрите — вот работа ИИ, — показывает он КТ позвоночника на экране. — Искусственный интеллект уже высчитал высоту позвонков, рассчитал плотность костной ткани, определил зоны деформации, отметил проблемные места красным цветом. Доктору не приходится самому производить эти подсчеты. Также ИИ отмечает места, которые нужно посмотреть более тщательно. Все это существенно облегчает нашу работу, плюс не приходится где-то хранить все эти снимки — раньше в городе были здания с архивом исследований пациентов, сегодня все хранится онлайн».

«Все заключения автоматом отправляются в электронную карту пациента, туда же идет и снимок — и любой специалист может просмотреть весь архив, — рассказывает врач-рентгенолог референс-центра Елена Чурляева. — Сейчас ИИ стал намного лучше — в самом начале ошибки были множественными, сейчас они единичны, у нас нет к нему претензий, он достоверно все описывает и очень помогает. Всегда отмечает то, что не укладывается в нормы, и автоматом показывает второе мнение».

...Сегодня нейросети помогают врачам-рентгенологам уже по 17 направлениям лучевых исследований. Их возможности регулярно расширяются, и доля снимков, которые обрабатываются «умными» алгоритмами, постоянно растет. На сегодня уже половину всех лучевых исследований пациентов поликлиник Москвы анализируют сервисы искусственного интеллекта.

Так что можно смело говорить, что по скорости и качеству внедрения электронных сервисов поликлиники находятся в авангарде цифровой трансформации Москвы.

Эффективность нововведений была с блеском подтверждена во время пандемии. Созданные на базе поликлиник КТ-центры взяли на себя функцию приемных отделений больниц, осуществляя первичную сортировку пациентов по тяжести заболевания. Благодаря телемедицине более 600 тыс. пациентов были на связи с врачом. В январе-феврале 2022 г., в условиях роста заболеваемости «Омикроном», поликлиники оперативно перестроили маршрутизацию пациентов с симптомами ОРВИ — оборудовали отдельные входы, изолированные помещения. Всем посетителям еще до приема врача стали проводить экспресс-тестирование, что позволило развести потоки больных с COVID-19 и симптомами ОРВИ.

Впереди еще много работы на благо москвичей. В 2022-м в московских поликлиниках начал реализовываться проект по проактивному динамическому диспансерному наблюдению людей с хроническими заболеваниями. Как сообщила заммэра Анастасия Ракова, в следующем году проект будет расширен. Благодаря ему будет оказана помощь еще более чем одному миллиону москвичей с хроническими заболеваниями.

В Москве открыто 3 эндоскопических центра. Они оснащены высококачественным оборудованием экспертного класса. В них проводят исследования по раннему выявлению онкологии.

Еще один пилотный проект в развитии московского стандарта поликлиник, в центре которого пациент и его интересы, — это сервисная среда. Ее основные принципы, которым стремятся следовать, — взаимное уважение между пациентом и врачом; доброжелательная и позитивная обстановка; повышение качества оказания медпомощи; лечение в комфортных условиях. Большое внимание уделяется обратной связи с пациентами. В числе форматов — опросы пациентов по электронной почте, с помощью тач-панелей и QR-кодов на стенах в поликлиниках, посредством книг отзывов. Результаты опросов станут важной частью работы по составлению рейтингов поликлиник Москвы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28936 от 20 декабря 2022

Заголовок в газете: Теплый свет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру