Бизнес начал уходить с улиц Москвы: магазины зияют пустыми витринами

Арендные ставки упали на 25%, но желающих снять свободные площади нет

Если прогуляться сегодня по центру Москвы, обязательно обратишь внимание на пустые витрины магазинов, где еще недавно кипела жизнь. Где-то торговля просто поставлена на паузу (если речь о тех брендах, которые приостановили деятельность в России), где-то магазин съехал, а где-то на месте дорогого бутика продают продукты. «МК» решил выяснить, что ждет торговые центры и уличный ретейл в ближайшем будущем.

Арендные ставки упали на 25%, но желающих снять свободные площади нет

Изменения пейзажа и наполнения таких улиц, как Тверская, Столешников переулок или, например, Арбат все уже обсудили, но в тени старшего брата нередко оказывается Новый Арбат (бывший Калининский проспект).

Сейчас, когда пришло время подводить итоги 2022 года, все сходятся на мысли: единственный прогноз на этот год, который сбылся – 2022 год все-таки наступил. Никакому другому прогнозу сбыться было невозможно. И что будет в 2023 году, предсказывать не берется никто.

Если тенденция сохранится, доля пустых площадей в торговых центрах Москвы может стать самой высокой после 2014 года – до 16-17% к концу года. Такой показатель будет достигнут при условии, что приостановившие работу бренды не вернутся и никакой замены им не будет найдено.

«Сейчас вакантных мест в торговых центрах Москвы — больше 13%. До конца года этот показатель может достичь 16-17%. Но не за счет ввода новых объектов, как это происходило раньше, а из-за ухода зарубежных брендов. Например, о своем уходе заявила одна из крупнейших компаний — H&M Group», — сказала региональный директор департамента торговой недвижимости международной консалтинговой компании NF Group Евгения Хакбердиева.

В торговых центрах лидерами остаются компании из США (22,4%). На втором месте — Италия (15,1%), на третьем — Франция (10,5%). Четвертую и пятую позиции делят ретейлеры из Турции и Германии (по 9,9%). Наименьшая доля приходится на компании из Казахстана, Финляндии и Южной Кореи. Об окончательном уходе из России с начала 2022 года заявили 30 компаний.

Примерно столько же – около 15% площадей – пустует на главных торговых улицах Москвы. Например, последний день работает центральный H&M на Тверской улице (компания пообещала закрытие 30 ноября), грустно смотрит на клиентов мертвыми витринами Uniqlo на Новом Арбате. Самый распространенный статус иностранных брендов - приостановка деятельности. Площади, которые арендовали компании, простаивают без дела.

Как рассказала «МК» Светлана Дергунова, руководитель отдела коммерческой недвижимости Est-a-Tet, по итогам третьего квартала 2022 года средневзвешенная цена квадратного метра помещений стрит-ретейла на Новом Арбате составила 737,5 тысячи рублей.

«За квартал средневзвешенная стоимость кв. метра на Новом Арбате снизилась на 12%, с начала года – на 51%. Однако на Новом Арбате с начала года фиксируются лишь единичные предложения объектов стрит-ретейла на продажу. В целом по Москве в старых границах в III квартале объем предложения на рынке коммерческих помещений, расположенных на первых этажах жилых домов, составил 473 тысячи квадратных метров, или 2,2 тысячи лотов. По сравнению с предыдущим кварталом количество лотов в экспозиции выросло на 19%, объем предложения в квадратных метрах - на 27,4%», - объясняет эксперт. 

Район Арбат, где расположен собственно Новый Арбат, в третьем квартале занял 6-е место по средневзвешенной цене квадратного метра стрит-ретейла в Москве: 650 тысяч рублей за «квадрат».  

Эксперты отмечают, что спрос на коммерческую недвижимость в 2022 году упал примерно на 40%. Арендная ставка в «обжитых» торговых центрах снизилась на 10%, а в новых - на 25%.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру