Рабочие на глазах журналистов лихо разбирают остатки строительных лесов вокруг постамента памятника Минину и Пожарскому. Металлические крепления со звоном летят на историческую плитку, которую, кстати, в ходе реставрационных работ вскрыли и нашли под ней много интересного. Археологам было чем заняться, пока реставраторы «оперировали» скульптуру — открылись средневековые плиты, восходящие ко временам, когда итальянцы строили Кремль. Теперь это музейные экспонаты. То, что каркас плинта (основания) сгнил изнутри, стало ясно, когда фигуры Минина и Пожарского уже сняли с постамента. Пришлось сделать новый, теперь не из стали, а из бронзы — на века.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/10/31/19/articlesImages/image/68/10/70/f3/54d27dc470edd7d739da4d28da361684.jpg)
Но все же сложнее всего реставраторам было «лечить» гражданина Минина и князя Пожарского. Пришлось просверлить в фигурах небольшие отверстия, чтобы извлечь из них формовочную массу — всего удалили около 500 кг. Фигура князя оказалась в очень тяжелом состоянии: у Пожарского был «проломлен» череп (дырка в затылке возникла из-за дефекта, образовавшегося во время отливки), а нога распухла в 2,5 раза (из-за формовочной массы, которая из-за влажности стала увеличиваться в размерах). Почему так случилось? Дело в том, что скульптура была революционна для своего времени — в смысле технологии производства. Первый блин вышел не комом, но комками. Исследования, проведенные в ходе реставрации, показали, что впервые в истории была выполнена подобная литейная работа.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/10/31/19/articlesImages/image/26/a4/b2/6b/e2c2984940e2407582003731c5fa17f0.jpg)
— В 1803 году появились первые эскизы памятника, непохожие на монумент, который сегодня перед нами. Тогда появилась идея увековечить национальных героев — князя Пожарского и гражданина Минина. Кстати, слово «гражданин» тогда впервые было использовано в отношении простого человека, который подвиг огромные массы русских людей на борьбу с интервентами во время смуты, — рассказывает «МК» директор Исторического музея Алексей Левыкин. — Сначала предполагалось, что памятник будет стоять в Нижнем Новгороде. Потом началась работа скульпторов — из глины был создан прообраз. В 1809 году возникла идея уставить его в Москве, а уже после окончания войны с Наполеоном памятник был выплавлен по уникальной технологии. Гипсовую скульптуру скопировали в воске и покрыли мастикой. Всего было нанесено 45 слоев — с добавлением толченого кирпича и черного пива, рецепт которого до сих пор не разгадан. Потом воск разогрели, он растаял, а получившуюся форму заполнили расплавленной бронзой. Влили 1000 пудов. Литье не обходилось без аварий…
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/10/31/19/articlesImages/image/c6/d6/b4/c6/a8937a5d8309a91ceedaf144f282fe99.jpg)
Литье фигур состоялось 5 августа 1816 года, постамент, облицованный красным гранитом, закончили в 1817-м. 20 февраля Александр I торжественно открыл памятник на Красной площади. В начале ХIХ века над созданием монумента трудились десятки специалистов, сейчас же его реконструкцией занималась команда из более чем 50 человек. После двухлетней «изоляции» в специально возведенном временном «домике» с обогревом памятник предстал в обновленном виде. «Символично, что мы начали реставрацию в начале зимы два года назад, а теперь закончили — и выпал первый снег», — заметил Алексей Левыкин на открытии.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/10/31/19/articlesImages/image/4d/7a/0d/6e/2bf8b1306d5e2b9058d110cb852b4784.jpg)
Церемония прошла скромно, но при большом скоплении журналистов. Высокие чиновные дамы Татьяна Голикова и Ольга Любимова приехали на Красную площадь, чтобы подчеркнуть государственный масштаб события. Обеим вручили памятные бархатные папки с фрагментами корродированного металлического каркаса, изъятого в процессе реставрации из памятника. Третья такая папка заготовлена для президента Владимира Путина, который выступит на Красной площади 4 ноября и оценит результаты реставрации.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/10/31/19/articlesImages/image/76/a6/69/14/1a59264c8fb4ccd33509c38977ccf711.jpg)
— На реставрацию было потрачено около 50 миллионов рублей, из них 30 выделено из госбюджета. Остальное пожертвовали представители частного бизнеса, актеры и обычные люди. Кто-то давал по 100 рублей, и они не менее важны, чем миллионы от состоятельных людей и государства. В начале ХIХ века памятник точно так же создавался на народные деньги, — сказала министр культуры России Ольга Любимова.
Реставраторы уверены, что теперь еще лет 200 можно не волноваться за «здоровье» бронзовых Минина и Пожарского. Раньше повторная реставрация точно не потребуется. Однако монумент нужно обследовать хотя бы раз в год, мыть после каждого сезона и проводить профилактику.