О сбоях в курьерской службе сообщали после 21 сентября клиенты сервисов доставки продуктов и ресторанной еды, а также заказчики служб доставки из небольших интернет-магазинов. В частности, один из магазинов запчастей для ретроавтомобилей сообщил, что вынужден из-за трудностей с курьерской службой переносить сроки доставки деталей на сутки.
— Несколько дней назад видела посты в соцсетях о том, что повсюду стоят невостребованные прокатные электросамокаты, — рассказывает Нина, жительница Тверского района. — Только подумала, что туда и дорога «глобалистскому» бизнесу, как сама с этим столкнулась: долго не находился курьер для доставки готовой еды. Я была голодная, но с боевым настроем: наконец-то кончилась «соевая эпоха» таких сервисов! Впрочем, в конце концов курьера удалось найти — одного там, где раньше было с десяток.
Официально службы курьерской доставки проблемы отрицают. «Мы не ощущаем в данный момент нехватки курьеров, — рассказали «МК» в одной из универсальных служб доставки «от двери к двери». — Количество курьеров, сотрудничающих с нашей компанией, в сентябре сопоставимо с прошлогодними значениями».
При этом представитель службы пояснил, что у них весьма свободный график для «партнеров»-курьеров: доставлять заказы люди могут в любое удобное для них время. А это, кроме всего прочего, значит, что могут найтись такие временные промежутки, когда всем курьерам захотелось отдохнуть. Например, в дождь или поздним вечером...
Не случайно, кстати, о дефиците курьеров в Москве начинают говорить каждую осень. Так, крупные службы доставки сообщали о нехватке персонала и в 2020-м, и в 2021 годах. Это явление связывают с сезонным (начинаются дожди и холода) спросом на услугу.
А в августе этого года, например, говорили об обратном явлении: на курьеров в Москве снизился спрос. Согласно статистике одного из крупных кадровых порталов, с января по июль 2022 года число вакансий в этой сфере снизилось на 12%. Впрочем, другие отрасли, по данным этой же площадки, упали еще сильнее — например, общепит потерял 30% вакансий.
Компании менее активно, чем раньше, повышают тарифы для курьеров: так, один из крупных операторов отрасли повысил зарплату за полгода с 55 до 60 тысяч рублей, тогда как годом ранее рост составил 10 тысяч рублей, а не пять. Правда, «на круг», как утверждают представители доставщиков, курьер зарабатывает очень неплохо: около и даже больше 100 тысяч рублей, автокурьеры еще больше.
— Формально немного повысили, но штрафуют больше, так что на руки получаешь либо столько же, сколько раньше, либо меньше, — рассказал «МК» Алмаз, курьер по доставке готовой еды. — Еще отдельный факт, что раньше давали чаевые, сейчас уже год как почти нет. Заказ уже оплачен либо платят по карточке.
Тем не менее нехватки рабочих рук сейчас, как говорит курьер, не ощущается. Да, некоторые из курьеров-мигрантов уехали из России по разным причинам, но вместо них в доставку идут их коллеги, например, со строек. Работа по доставке тоже на открытом воздухе, но не такая тяжелая, а оплачивается подчас лучше.
В крупной службе доставки еды «МК» сообщили, что в нынешних условиях готовы делать ставку на тех, кто уж точно есть в стране и в городе, — старшеклассников и студентов. «У нас есть специальные программы для молодых, есть гибкий график и возможность сочетать работу с учебой, — подчеркнули в сервисе. — Поэтому не должно возникнуть проблем».
А вот другой «кадровый ресурс» — бездомные и нуждающиеся люди — для доставки не подойдут, уверена основательница проекта «Ночлежка» Дарья Байбакова. Общественница заявила журналистам, что «после жизни на улице очень трудно выполнять тяжелую физическую работу — у людей первое время просто нет сил».
Таким образом, скорее всего без уже привычных услуг курьеров мегаполисы вряд ли останутся. Однако в неудобное время суток или в непогоду найти свободного доставщика будет — а похоже, что и уже становится — занятием, требующим удачи.