Строители — детям!

К новому учебному году в столице открылось 29 новых детских садика и школы

Традиционно к началу каждого учебного года строители спешат завершить работы и подготовить к открытию школы. В этом году в России 1 сентября распахнули двери почти 160 новых образовательных учреждений. Москва на протяжении многих лет ведет системную работу по обеспечению маленьких горожан современными и комфортными учебными местами.

О планах и тенденциях образовательного строительства «Московскому комсомольцу» рассказал заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

К новому учебному году в столице открылось 29 новых детских садика и школы

— Андрей Юрьевич, совсем недавно начался новый учебный год. Сколько школ и детских садов открылось в Москве к 1 сентября?

— За счет средств бюджета и инвесторов с начала года в столице введены в эксплуатацию 22 детских сада на 4,5 тысячи малышей и 15 школ более чем на 8 тысяч мест. Причем, как и в прошлые годы, велика доля инвесторских объектов — из введенных с начала года на долю девелоперов приходится 26 образовательных учреждений.

— Сколько всего будет построено школ и детских садов в Москве в этом году?

— Могу заверить, что темпы строительства образовательных объектов снижаться не будут. В оставшиеся до конца года месяцы предполагается достроить 19 объектов образования. Однако не менее масштабные планы у нас и на более отдаленное будущее. Так, в 2023–2024 годах предусмотрен ввод 139 объектов образования на 76 505 мест: 61 детский садик и 78 школ.

Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.

— В этом году исполнилось десять лет с момента присоединения новых территорий к столице. Насколько активно идет строительство образовательной инфраструктуры здесь?

— В основу градостроительного развития Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) положены принципы комплексности и полицентричности. Изначально перед нами стояла задача не просто застроить новые территории, а повысить качество жизни горожан. Именно соседство мест приложения труда, школ, детских садов, поликлиник и жилых домов способствует повышению комфортности территорий.

С момента вхождения в состав столицы в новых округах было возведено 119 различных социальных объектов, а до 2025 года предполагается сдать еще 91 здание этой сферы. В этом году в Троицком и Новомосковском округах должно быть построено 22 детских садика на 4640 мест и 11 школ на 7450 мест. Значительная часть образовательных объектов уже сданы, еще несколько будут достроены в ближайшее время.

— Андрей Юрьевич, можно ли сказать, что благодаря активному строительству проблема дефицита учебных мест в Москве решена?

— С 2011 года в столице построено 505 зданий для образовательных учреждений — 354 детских сада и 151 школа. В уже сложившихся городских районах проводится реконструкция и расширение существующих школ и детских садов. При этом проекты новых кварталов, строящихся в том числе за счет инвесторов, предусматривают возведение необходимого количества социальной инфраструктуры. Такой по-настоящему прорывной масштаб возведения образовательных объектов позволил снять остроту вопроса по обеспечению маленьких москвичей местами в школах и детских садах.

— Вы упомянули инвесторов, которые строят детские сады и школы. Они рассматривают это как обязанность и бремя?

— На самом деле — совсем нет. Девелоперы, работающие в Москве, учитывают запросы потенциальных покупателей жилья, а они хотят получить в шаговой доступности от дома всю необходимую инфраструктуру, в том числе образовательную. Наличие садика и школы — это весомый аргумент в пользу выбора места жительства. Привлекательность такой недвижимости повышается, и продажи идут быстрее. Поэтому присутствие социальных объектов в проекте для застройщика — не обременение, а очевидное преимущество.

К тому же вместе с инвесторами мы разработали механизм, по которому объекты образования возводятся за счет частных средств, а уже после ввода в эксплуатацию передаются в ведение Москвы. Таким образом, затраты на их содержание несет уже бюджет.

— Не секрет, что на строительную отрасль оказали влияние международные санкции и экономический кризис. Могут ли в связи с этим измениться планы по строительству образовательных учреждений?

— Гарантом выполнения всех наших социальных обязательств выступает Адресная инвестиционная программа (АИП) Москвы, утвержденная на три года. Сейчас, как и в предыдущие кризисные периоды, которые пережила наша страна, оснований для пересмотра планов по строительству нет. Все проекты возведения школ, детских садов да и других социальных объектов подкреплены деньгами, заложенными в этом документе.

— Даже несмотря на изменение стоимости строительства и оснащения?

— Обсуждать изменение цен на рынке и их влияние на ситуацию пока преждевременно. Мы, безусловно, чувствуем сложности, видим изменения, но не могу сказать, что они сказываются на строительстве драматическим образом. Во многом этому способствуют меры поддержки, разработанные как федеральным правительством, так и правительством Москвы.

Кроме того, дает результаты работа, направленная на импортозамещение. Мы имеем возможность оперативно подобрать аналоги импортной продукции. Подавляющая часть строительных материалов, применяемых на стройплощадках Москвы, — российского производства. В среднем доля импортных материалов составляет 3–5%, а по оборудованию этот показатель не превышает 20%.

— В Москве все чаще стали появляться образовательные трансформеры. Расскажите о строительстве таких объектов.

— Действительно, в городе уже построены несколько трансформеров: комбинированный блок начальных классов с дошкольным отделением на 300 мест в Южном Бутове, трансформер на базе школы № 1985 в районе Куркино и аналогичный корпус в составе школы № 2109 в Щербинке. Проектирование и строительство подобных объектов продолжается — в работе еще несколько трансформеров.

Вообще идея строительства таких зданий появилась из-за нехватки земельных участков в районах с плотной застройкой, при том что необходимость разместить образовательное учреждение там изначально есть. Конструктивные и планировочные особенности трансформера позволяют использовать его поочередно и в качестве школы, и как блок начальных классов, и как детский сад. Здесь применяются универсальные блоки-ячейки, при трансформации которых меняются лишь назначение помещений и набор требуемого оборудования.

Таким образом, городская система образования получает возможность быстро реагировать на изменение возрастного состава детей в том или ином районе. Очень важно, что для переоборудования здания не требуется много времени — смену назначения можно провести за время летних каникул. К тому же это необременительно для городского бюджета: затраты на трансформацию составляют не более 0,1% от общей стоимости здания, а это гораздо дешевле, чем строительство нового.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру