В развернувшихся градостроительных дискуссиях много говорили о городских агломерациях, вспоминали Большой Париж и Большое Токио, но неизменно подчеркивали: Новая Москва внимательно изучит зарубежный опыт, но слепо копировать его не станет. И ни при каких обстоятельствах новые территории не станут гигантским «человейником», унылым спальным придатком к «старой» столице.
Прошло десять лет, и теперь уже точно стало ясно, что Новая Москва живет и развивается по самому оптимистическому сценарию. Это молодая и энергичная часть Москвы. Ее население за 10 лет выросло более чем в два раза. Половина людей, покупающих здесь жилье, моложе 35 лет, еще четверть находится в «самом расцвете сил» — 35–45 лет. Это преимущественно семейные люди, у них есть дети, а это значит, что заявленная в генплане Москвы цель — увеличение численности населения ТиНАО до 1,6 млн человек к 2035 году — вполне реальна.
Что привлекает людей в Новой Москве? Это, конечно, и близость жилья к работе. В ТиНАО появляются все новые промышленные и сельскохозяйственные предприятия, строятся торговые и логистические центры. Но в первую очередь это технопарки и инновационные центры, в том числе и один из крупнейших в России инновационный кластер «Сколково».
Жить рядом с работой хорошо, но, как известно, хорошо жить еще лучше. И за это отвечает главный принцип развития новой Москвы — ориентация на человека, создание максимально комфортной среды обитания. Люди здесь живут не в бетонных джунглях, а в утопающих в зелени, непохожих друг на друга жилых комплексах, по преимуществу не выше 12 этажей. Школы, магазины, поликлиники расположены тут же, рядом. Ну а экологически комфортную среду и создавать не пришлось — она была у Новой Москвы изначально. Более половины территории Новой Москвы занято лесами, парками, зонами отдыха, которые грамотно и деликатно благоустраивают. И конечно, это не какой-то «обитаемый остров», отрезанный от «старой» Москвы. За 10 лет улучшился и расширился транспортный каркас. Здесь построено свыше 320 км автодорог, а в целом транспортная инфраструктура будет включать свыше 600 км трасс разного типа. В Новую Москву пришли метро и МЦД, появились десятки новых маршрутов наземного транспорта.
Конечно, Новая Москва — это не только растущие современные жилые, торговые, производственные, научные комплексы. Она может похвастаться красивыми старинными усадьбами и величественными соборами, прекрасными природными видами, интересными маршрутами пешего туризма, оздоровительными и спортивными комплексами. Путешественники со всей России уже едут сюда, и их число будет только прирастать.
За 10 лет присоединенные к столице территории прошли путь, на который иным городам не хватает и полувека. Новая Москва стала полноценной частью столицы — энергичной, комфортной, дружелюбной. Из «города-сказки» она превратилась в «город-быль». Но самое главное — это только начало большого пути.