«Проект получился, в этом уже мало кто может сомневаться», — говорит руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин. По его словам, ситуация во всех сферах жизни ТиНАО, будь то общественный транспорт или возможности для занятий спортом, за десятилетие качественно изменилась.
Городская среда в Новой Москве стала действительно безопасной, в разы увеличилась сеть автобусных маршрутов, появилось современное дополнительное образование для школьников, отметил чиновник. Темпы развития настолько велики как по российским, так и по мировым меркам, что количество переходит в качество — из полусельской местности Троицкий и Новомосковский округа превращаются в сбалансированный современный извод концепции города-сада.
— В жилищном строительстве все очевидно без слов, достаточно сравнить облик многоэтажных кварталов новых территорий до 2012 года и сейчас, — подчеркивает Жидкин. — Сейчас строятся жилые комплексы по самым современным проектам, причем в силу конкуренции между девелоперами каждый новый проект получается лучше предыдущего. Например, все первые этажи жилых домов теперь выделены под нежилую недвижимость, то есть торговлю, услуги и офисные помещения.
Площадь ТиНАО позволяет строить не «каменные джунгли», но город с обширными зонами рекреации, рассказал глава департамента. Больше половины новых территорий Москвы занимают лесные массивы — и они неуклонно превращаются сейчас в природные парки, доступные жителям новых округов прямо «от порога». Здесь можно гулять, играть с детьми, заниматься спортом совсем рядом с домом.
— Человекоцентризм стал основным принципом в градостроительстве ТиНАО, — добавляет Владимир Жидкин. — Строительство жилья сопровождается транспортным каркасом, социальной инфраструктурой, спортивными объектами, как корпусными, так и площадными. Добавим сюда благоустроенные дворы, возможности для рекреации, места приложения труда — и получим оптимальную современную городскую среду.
Все это ценят люди, приобретающие жилье в Новой Москве. Если в 2014 году новые округа выбирали 17% москвичей-покупателей, то сейчас более 60% жителей Москвы, обзаводящихся новыми квартирами, приобретают квадратные метры именно в ТиНАО. А вот средний возраст покупателей, по словам Жидкина, не увеличивается: типичный покупатель квартиры в новых округах — это молодая по московским меркам (26–35 лет) семья с детьми.
— Для нас такая социология — отличная новость, — отмечает Владимир Жидкин. — Это значит, что люди переезжают в Новую Москву всерьез и надолго, ищут и находят здесь удобную среду для жизни.
Создание инфраструктуры для жизни — не идеалистическая градостроительная политика во имя создания идеального города будущего. А вполне прагматичная стратегия, имеющая в том числе инвестиционное измерение. Так, к началу июля, по расчетам Департамента развития новых территорий, будет пройден порог в 3 трлн рублей инвестиций в Новую Москву. Особенно важно, что на 1 государственный рубль в этом объеме приходится 3,5 рубля частных вложений. А в будущем планируется увеличить это соотношение до 1:4 — иными словами, бюджет выступает лишь катализатором, а основную часть инвестиций берет на себя бизнес.
— За десять лет на территории ТиНАО построено около 20,5 млн квадратных метров жилья всех типов, — рассказывает Владимир Жидкин. — Причем Новая Москва это единственное место столицы, где к приобретению доступно жилье абсолютно всех типов, от многоэтажек до коттеджей. Не менее важны и крупнейшие нежилые проекты — такие как перспективная промзона Бекасово, в которой будет около 20 тысяч рабочих мест. Инвесторы в последние годы предпочитают именно те проекты, где предусматриваются места приложения труда, и сейчас, в эпоху импортозамещения, это особенно востребовано.
В Бекасове, да и не только там, активно строятся мебельные производства, запускаются фабрики строительных и отделочных материалов; близость железных дорог и аэропорта «Внуково» обеспечивает импульс к развитию логистических комплексов. Через десять лет, планируют в департаменте, в первом, считая от МКАД, поясе ТиНАО будет на 55% больше рабочих мест, чем сейчас, а число рабочих мест в третьем, периферийном поясе возрастет вдвое.
— Новое жилье и новые рабочие места требуют нового транспортного каркаса, и первый этап его создания уже состоялся, — подчеркнул глава департамента. Уже сейчас действует восемь новых станций метро — «Румянцево», «Саларьево», «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая», «Коммунарка», «Говорово», «Рассказовка». И это уже дало эффект: в среднем путь жителей ТиНАО до центра Москвы сократился вдвое. Всего же на территории новых округов запланировано построить 24 станции метро.
Несмотря на выдающийся масштаб градостроительства в новых округах, присоединенные в 2012 году территории, конечно же, не были пустынными. Поэтому развитие ТиНАО идет и будет идти в режиме «цветущей сложности». В частности, современная и комфортная городская среда создается не только в районах новостроек, но и примерно на 60 тысячах гектаров садовых и дачных товариществ Новой Москвы.
— Стандарт развития новых территорий предусматривает три главных принципа, — резюмирует Владимир Жидкин. — Первое: создаем новые места приложения труда. Второе: городская среда становится современной и комфортной. Наконец, третье: полноценное транспортное обеспечение. Соблюдение этих трех принципов позволит нам не просто урбанизировать Троицкий и Новомосковский округа, но по-настоящему строить город будущего.