Стаж Сергея Собянина как управленца отсчитывается с восьмидесятых годов прошлого века. Успешно проявив себя на всех вверенных ему должностях, московский мэр стал одним из ведущих и по-настоящему универсальных менеджеров нынешней России. В его активе — лучшие деловые практики и громадный опыт аппаратной работы.
Для руководства таким сложным и многомерным городом, как Москва — главным российским мегаполисом, на глазах превращающимся в агломерацию мирового значения, — такие компетенции оказались как нельзя кстати. За годы работы Сергея Собянина в Москве удалось значительно модифицировать административные процессы в городе. Фактически выстроена уникальная, сделанная по меркам именно Москвы, модель управления, сочетающая в себе как классические элементы государственной службы, так и бизнес-логику.
Эффект масштаба
Прежней Москве была свойственна система «поддержания функционирования» города. Она позволила столице успешно пережить разруху девяностых, но оказалась далеко не оптимальной для нового времени, когда перед городом встала задача не только сохранять, но и интенсивно развиваться. Новая система, внедренная правительством Сергея Собянина, опирается на проекты и программы развития — именно в их рамках идет планирование и бюджетное финансирование. Практика показала, что в рамках такого подхода можно реализовывать куда более масштабные и амбициозные проекты развития, чем были представимы для Москвы раньше. То преображение во всех сферах городской жизни, которое сейчас очевидно в Москве, — результат работы именно городских программ.
Очевидный пример: замена ветхого и морально устаревшего жилья не получала полноценного, соразмерного своему масштабу решения на протяжении десятилетий. С 2017 года в Москве реализуется программа реновации жилищного фонда, в которую вовлечены более 350 тысяч столичных семей. Создана нормативно-правовая база, в том числе на федеральном уровне, которая позволила организовать все именно так, как предпочли москвичи. Выработан стандарт реновационного жилья, включающий в себя отделку и множество иных требований к новостройкам. Проведены голосования по включению домов в программу реновации, отработаны процедуры и получили решение все часто возникающие вопросы.
Другая ситуация: транспортные системы Москвы и Подмосковья по состоянию на начало 2010-х годов были дезинтегрированы, развивались хаотично, а их качество и связность были явно недостаточны для растущей быстрыми темпами столичной агломерации. Начиная с середины 2010-х годов в столичном регионе строится единый для Москвы и области транспортный каркас, который будет в общих чертах готов уже к середине 2020-х. Это модернизированные автотрассы, прежде всего внеуличные. Это интегрированный скоростной рельсовый транспорт: небывалыми темпами строится метро (рост в полтора раза с 2011 года, плюс 100 новых станций, почти 200 км линий и 11 электродепо). Запущено движение на Московском центральном кольце (МЦК), модернизируются пригородные железнодорожные диаметры (МЦД), которые, по сути, функционируют как наземное метро, соединяющее 45 столичных районов с семью областными округами.
Прямо сейчас наземный транспорт перестраивается с дизельных автобусов на экологичные и не требующие контактной сети электробусы отечественного производства. Внедряются новейшие системы оплаты проезда, причем в рекордном по мировым меркам масштабе, — так, биометрический доступ FacePay работает на всех 250 станциях подземки, а приложения транспортного комплекса, помогающие в оплате и навигации, пользователи скачали более 22 млн раз.
Оба этих начинания, масштаб которых превосходит все, что было в Москве в обозримом прошлом, — организованы и финансируются как комплексные городские программы. Для их осуществления привлекаются не только городские ресурсы, но и федеральные средства, вложения корпораций и бизнеса. Этими мегапроектами набор городских начинаний, организованных по программному принципу, не исчерпывается.
Среди воплощаемых проектов — комплексная реконструкция 200 московских поликлиник по новому городскому стандарту, который утвердили электронным голосованием сами горожане. Ремонт и реставрация театральных зданий и библиотек. Благоустройство улиц (441 объект с 2011 года), а затем и районов (программы «Моя улица» и «Мой район»). Только в 2021 году в столице привели в порядок 2,3 тысячи дворов. Новые парки — их число за последние десять лет выросло вдвое. Сезонные фестивали, создающие событийное разнообразие в городе и делающие Москву еще привлекательнее для туристов. И многое, многое другое. Результаты не заставили себя ждать: с 2017 года Москва входит в топ-3 российских регионов с самым привлекательным инвестклиматом, а с 2019 года возглавляет этот рейтинг.
Проверки на прочность
Масштабные реформы, реконструкция и развитие города теперь осуществляются через городские программы. Но это лишь одна из сторон выстроенной Сергеем Собяниным системы. Не менее важно то, что она создавалась и создается с запасом прочности, которого достаточно для преодоления кризисов. Опыт работы в самых разных и динамично меняющихся условиях, очевидно, говорит мэру, что такой запас прочности необходим. И он достигается значительными материальными резервами (как в виде бюджетных фондов, так и в форме недвижимости и другого городского имущества, которым можно при необходимости маневрировать). А еще — отлаженной организационной структурой органов городской власти, которая готова, если нужно, резко повышать продуктивность, искать оптимальные решения и «с колес» обеспечивать для них нормативно-правовую базу.
Эта система управления уже не раз показывала свою действенность. В начале 2010-х годов перед Москвой стояла проблема преодоления последствий мирового кризиса 2008 года — в строительстве и на многих других направлениях экономики. Затем произошло падение курса рубля в 2014 году. Наконец, генеральной проверкой выстроенной в Москве системы стала пандемия коронавируса в 2020 и 2021 годах. Здесь четко выявились все перечисленные выше особенности московской системы, и можно считать доказанным, что она позволила Москве и москвичам выстоять в трудной ситуации.
Это признали и международные эксперты — в 2020 году Москва оказалась одним из наиболее успешно преодолевших первые удары пандемии мегаполисов мира. Сохранен рынок труда, удалось сверстать бюджет с сохранением всех городских программ развития, не допустили падения потребительской активности. Более того, в Москве оказалась одна из наиболее гибких систем коронавирусных ограничений: начиная со второй волны ковида излишние «строгости» быстро сменялись «послаблениями», как только возникали к тому медицинские и организационные возможности. В итоге 2021 год дал рост объема инвестиций в основной капитал почти на 19 процентов, до 4,8 трлн рублей.
Отдельно стоит вспомнить триумфальный для Москвы опыт проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это может служить подтверждением, что столица и ее управленческий контур оказались хорошо подготовленными не только к трудностям, но и к успехам — организация прошла, как признавали и международные футбольные инстанции, на высшем уровне. Многие решения, примененные тогда, москвичам полюбились и сохранились с тех пор в нашем внутреннем обиходе. А еще — ЧМ послужил инструментом мощной народной дипломатии: тех, кто своими глазами видел, что Москва — дружелюбный и светлый город, что Россия современная страна, а россияне — люди добрые и совсем не страшные, в мире оказалось на несколько миллионов больше. И это весьма важно в современных условиях.
С первых же дней санкций западных стран в столице развернулся соответствующий оперативный штаб. Принимаются необходимые решения и по поддержке бизнеса, и по преодолению санкций, и по замещению критического импорта. Цель — сохранить полноценное функционирование столичной агломерации, в которой живут полтора десятка миллионов человек. Для этого используется уже проверенный временами ковида инструментарий, но главное — работает все та же гибкость, готовность оперативно подстраиваться под меняющиеся обстоятельства, маневрировать значительными резервами и в результате достигать победы даже там, где (как в случае санкций Запада) она мало кем ожидалась.
Здесь также успех подтверждается цифрами: в первом квартале текущего года, несмотря на сложную ситуацию в мире, инвестиции выросли почти на 5 процентов и достигли 713 млрд рублей. Продолжаются городские программы развития и благоустройства: так, в 2022 году приведут в порядок 56 общественных пространств. Преобразятся, как и было запланировано, многие магистрали, набережные, ТПУ. А значит, качество управленческой работы, богатство приемов и готовность Сергея Собянина и его команды парировать любые изменения ситуации делают московскую команду уникальной.