Сама по себе новость о том, что к новостройке в Москве не ходят автобусы, а новоселы могут добраться до дома только на машине — что-то из советского прошлого: «соцкультбыт» отстает от жилищного строительства в силу небывалых масштабов последнего. Ничего удивительного в этом совпадении нет: в последние несколько лет масштаб сдачи нового жилья именно советский по своему размаху. Однако, в отличие от старых времен теперь новоселы выкладывают немалые деньги, и вправе рассчитывать на нормальные условия жизни. К слову, управляющая компания от застройщика сильно повысила тарифы на коммунальные платежи, позиционируя жилье как бизнес-класс – в силу его нахождения в престижном северо-западном районе.
Вот только людям от этого не легче. Многие из жителей ЖК «Мякинино парк» приобрели квартиру в ипотеку и до сих пор не могут полноценно переехать в новый дом из-за отсутствия автобуса. Именно так обстоят дела в жилом комплексе «Мякинино парк», что находится на своеобразном острове между МКАДом, Новорижским шоссе, Москвой-рекой и остатками деревни Мякинино. Логистически это ближайшее Подмосковье, а юридически — Москва. Поэтому при продаже квартир менеджеры уверенно обещают: о чем разговор, вот-вот уже будет автобус! Правительство нас не оставит!
— У меня ребенок-инвалид, нам необходима транспортная доступность, — рассказывает владелица квартиры в этом ЖК Илона Соник. — Я специально задавала соответствующие вопросы риелторам, потому что понимала, что это остров. Мне сказали: сразу будет ходить автобус, не переживайте! Это было в январе, сейчас уже июнь — и я, пенсионер с больной дочерью на руках, из-за которой я и переехала в Москву, пока вынуждена снимать квартиру. Переехать возможности нет.
Если в семье есть машина — добраться до квартала просто, хотя дорого и утомительно: настоишься в пробках, а на «большой земле» парковки все чаще платные. А тем, у кого автомобиля нет, — либо такси (что еще дороже), либо страдать. Страдание выглядит так: от метро «Крылатское» идет маршрутка до Рублевского пляжа (последняя — в 22.00, так что театралам и поздно работающим — только на такси). От пляжа до жилого комплекса идти с километр по обочине довольно-таки темной дороги, к тому же через лес. В общем, пешеходной доступностью общественного транспорта это не назовешь.
Между тем нормативная база (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений») в общем случае предусматривает расстояние от жилых домов до остановок автобуса не более 500 метров. В данном случае расстояние ровно вчетверо больше: от остановки (какой-никакой) ровно два километра. Значит, стопроцентный повод для того, чтобы город организовал здесь транспортную связку, это обязанность Москвы.
Префектура СЗАО и Дептранс о проблеме знают. В ответе префектуры на обращения жителей указано: рассмотреть вопрос об организации транспортного обслуживания ЖК «Мякинино парк» возможно «после завершения строительства и сдачи в эксплуатацию улично-дорожной сети».
Так, а когда состоится это завершение строительства? Пока оно находится на этапе «оформления разрешения на строительство». Когда это разрешение будет получено, пройдет реконструкция той самой лесной дороги вдоль «Новориги» от Мякининского шоссе. Установят свет и тротуары. Сделать все это обещают в III квартале этого года, а там придет и очередь общественного транспорта. Это значит, что в этом году автобуса жители «Мякинино парка», скорее всего, не увидят.
Хорошо, а может ли в новый жилой комплекс поехать «коммерческая» — без городского согласования — маршрутка, как ходят в коттеджные поселки или частные школы по той же «Новой Риге»? Представитель одного из частных перевозчиков, работающий на этом рынке, пояснил «МК», что в теории это возможно, однако полноценной заменой общественного транспорта это не станет.
— Такие маршруты обычно субсидируются владельцами бизнес-центров или управляющими компаниями поселков, — рассказал перевозчик. — И в этом первая трудность: насколько я знаю, этот жилой комплекс не премиум-класса, в пакет услуг управляющей компании трансфер в таких случаях не входит. Но, предположим, у нас открывается такой маршрут. Во-первых, он будет без льгот — и если ваши собеседники пенсионеры, это им точно не понравится. Они ведь хотят, наверное, чтобы был автобус со льготами. И останавливаться будет не там, где обычные автобусы, потому что мы не имеем права останавливаться на остановках без горзадания. Идем дальше: даже без льгот маршруток после 22.00–22.30 у них не будет. Потому что в ночных выходах малая заполняемость, мы «возим воздух». По городскому заданию перевозчики и то стараются оптимизировать интервалы поздним вечером, а без городского задания тем более.
По словам специалиста, оптимальное решение одно-единственное: как можно скорее открыть именно городской маршрут (пусть и в виде микроавтобусов). Но ожидать этого придется не скоро — почему, смотри выше. Причем случай «Мякинино парка» далеко не единственный: с аналогичными проблемами сталкиваются жители очень многих замкадных новостроек на московской земле. И если в ТиНАО бурно строится метро и с упреждением развивается автобусная сеть, остальные «эксклавы» столицы находятся в тени.
Кстати, в советские времена все-таки было несколько лучше: поскольку автомобилистов было немного, какой-никакой автобус до новых домов всегда пускали. Сейчас острота проблемы снята личными авто — ведь у большинства жителей новых ЖК они есть. Правда, в «Мякинино парк» машиноместо в подземном паркинге стоит полтора миллиона рублей. И позволить себе его может не каждая семья. А те, что живут без машины, но при этом не являются «центровыми хипстерами», — как обычно, в пролете.