Столица нашла ответ на санкционный вызов

Город поддержит все сферы экономики

Непростая международная и, вследствие этого, экономическая ситуация заставляет правительство города в тесном контакте с федеральными властями и бизнесом искать и оперативно реализовывать самые разные методы поддержки — в том числе нестандартные. Ведь сохранение экономической стабильности в нынешних условиях требует от управленцев быстроты и решительности.

Город поддержит все сферы экономики
Контракты с лифтостроительными заводами, работающими в Москве, станут долгосрочными.

«Сегодня мы сталкиваемся с новыми вызовами, связанными с массовыми санкциями, которые обрушились на нашу страну, — ограничения поставки товаров, услуг…» — констатировал мэр Москвы Сергей Собянин во время одной из своих практически ежедневных встреч с представителями отраслей. При этом, по словам главы города, такая ситуация дает и новые возможности — благо «заделы» для развития и импортозамещения у России, и у Москвы в частности, имеются практически во всех отраслях экономики.

Ежедневно мэрия и созданный при ней оперативный штаб взаимодействуют с представителями ключевых отраслей — это ИТ, машиностроение, строительство, общепит и сервис, логистика и торговля и другие. А это значит, что ежедневно формулируется ответ на поступающие новые вызовы — и этот ответ не запоздалый, а своевременный.

Современная промышленность, да и вообще жизнь на нынешнем уровне цивилизации невозможна без информационных технологий, цифровой инфраструктуры. Стало быть, этот фундамент должен не просто сохраняться, но и развиваться. И поскольку профессия айтишника одна из наиболее «интернациональных», за лучших специалистов Москве необходимо бороться прямо сейчас — в том числе с недружественными странами.

В первую очередь необходимо обеспечить стабильность во всех отраслях промышленности и ИТ. Правительство Москвы уже заявило, что не будет сокращать закупки оборудования и программного обеспечения для городских нужд. Объем этих закупок только в области ПО — около 25 млрд рублей ежегодно: речь идет о софте для транспорта, медицины, образования и ряда других отраслей.

— Гарантии со стороны города хотя бы на этот год — то, о чем можно в такой ситуации только мечтать, — отмечает руководитель компании по разработке систем управления базами данных Олег Тарнавский. — Дело прежде всего в том, что многие люди и компании на рынке базировались в России, а работали на европейских и американских заказчиков. Сейчас это невозможно из-за банковских санкций, да и в целом возникает некая моральная дилемма, допустимо ли сотрудничество в нынешних условиях. Поэтому сохранение гарантированных подрядов для тех, у кого они есть, — отлично, а в ближайшем будущем необходимо сформировать дополнительный спрос.

Такой спрос, вероятнее всего, будет, и нешуточный — на повестке дня стоит импортозамещение многочисленных инфраструктурных ИТ-решений, разработчики которых примкнули или могут примкнуть к антироссийским санкциям. Однако ближайшая задача — поддержание отрасли как таковой и обеспечение возможности ее роста. И в этом направлении работа также ведется с первых дней кризиса.

— Ранее мы с 2 до 7 млрд рублей увеличили объем программ льготного кредитования бизнеса, — подчеркнул Сергей Собянин. — Значительная часть этих средств будет предназначена для ИТ-компаний.

Промышленность, продукт которой не код, а реальные вещи из стали, стекла, пластмассы и так далее, требует еще более серьезных гарантий стабильности и инвестиций. Они также предусмотрены. «Там, где это возможно и целесообразно, будем переходить на долгосрочные контракты, позволяющие предприятиям планировать свои производственные и инвестиционные программы на годы вперед», — отметил московский градоначальник.

В частности, долгосрочными станут контракты с лифтостроительными заводами, работающими в Москве. Это вполне очевидное решение: потребность города в новых лифтах постоянна и вполне поддается расчетам. В частности, только под программу капремонта столице необходимо около 3000 новых лифтов в год.

Но поддержка в такой ситуации — это забота не только о финансовом положении предприятий и контрактах, но и в первую очередь о людях. Причина очевидна: любой завод, а уж тем более фирма по разработке софта без специалистов мертвы. А речь идет применительно к Москве примерно о 600 тысячах квалифицированных сотрудников 47 тысяч компаний с совокупным годовым оборотом в 3 трлн рублей. Ориентированные на людей решения также начали приниматься еще в феврале и начале марта этого года. Причем не только на уровне Москвы, но и в федеральном масштабе.

Так, ИТ-специалистам предоставляют специальные отсрочки от службы в армии; компаниям-разработчикам могут предоставить невозвратные кредиты на возмещение НДФЛ сотрудникам и сохранение рабочих мест, рассматриваются особые условия ипотеки для айтишников. Аккредитованные компании-разработчики, в штате которых находится более 7 человек и которые получают не менее 90% дохода от продажи собственных программных продуктов, освобождаются от налога на прибыль. Все это и некоторые другие решения позволяют поднять доходы специалистов-айтишников и обеспечить им наилучшие условия работы. С этой же целью и для промышленности, и для программистов обсуждаются особые условия ввоза необходимого оборудования.

«Указом президента ИT-отрасль выделена как приоритет, — подчеркнул Сергей Собянин. — Теперь необходимо доработать все положения этого указа, чтобы они реально начали работать и приносить эффект. Уверен, что все это будет сделано».

По словам мэра, экономика и социальная сфера Москвы успешно адаптируются к работе в новых реалиях. «Наши решения помогают сделать этот процесс максимально быстрым и безболезненным», — полагает Сергей Собянин. Ключевыми вопросами здесь остаются два: бесперебойные поставки необходимых импортных товаров (при том что многие привычные поставщики ушли с российского рынка из-за санкций или логистических сложностей) и профилактика снижения благосостояния москвичей, а также безработицы.

Применительно к логистике совсем недавно была разработана схема организации «воздушного моста» с Китаем и ОАЭ: Москва подписала соглашение с одним из лидеров рынка грузовых авиаперевозок, авиакомпанией «Волга—Днепр», о постоянных перевозках. На организацию грузовых авиаперевозок в Москву выделено 5,5 млрд рублей из городского резервного фонда, а общий объем транспортного заказа составит 9,5 млрд рублей. Это позволит не только «расшить» логистические затруднения для ряда товаров, необходимых Москве (всего планируется перевезти по воздуху до 20 000 тонн лекарств и медтехники, продуктов и других товаров), но и вновь загрузить работой эту крупную авиакомпанию, в которой работает около 3000 сотрудников. Напомним, что флот компании «Волга—Днепр» состоит из отечественных грузовых лайнеров Ил-76 и Ан-124, а ее экипажи привычны к работе даже в «горячих точках» и других экстремальных ситуациях.

Летние веранды на зиму не нужно будет разбирать.

Следующий важный пункт — работа общепита и сервисной отрасли. Все мы помним, каким стрессом для москвичей обернулся весенний локдаун 2020 года — когда не работали парикмахерские, кафе, рестораны и другие заведения этого рода. Сейчас первой антикризисной мерой стала отмена почти всех ковидных ограничений (да, заболеваемость не снизилась до нуля, но в нынешних условиях московское здравоохранение справится с этим — особенно если москвичи будут сознательными и сохранят масочный режим). Но это только начало: так, было принято решение, что нынешние летние веранды и объекты нестационарной торговли будут действовать без дополнительной перерегистрации до конца 2023 года. А летние веранды (кроме тех, что выходят на оживленные улицы) на зиму не нужно будет разбирать. Этим экономятся значительные средства — они явно не лишние для рестораторов в нынешней ситуации. Для организации отечественных систем быстрого питания предусмотрены московские гранты в размере суммарно до 1 млрд рублей — на одну точку предприниматели могут запросить до 5 млн рублей, программа работает до 30 июня.

Продолжается прямая социальная поддержка горожан. Так, еще на три месяца продлевается программа стимулирования вакцинации от COVID-19 — это прямые выплаты москвичам старше 65 лет в размере 10 тысяч рублей за прививку. Разумеется, в Москве действуют и нынешние федеральные выплаты — в частности, на поддержку детей школьного возраста.

А главное — сохраняется та инфраструктура, которая и сделала современную Москву одним из лучших городов мира для жизни и бизнеса. Продолжит развиваться и обновляться такси и каршеринг — город субсидирует закупку новых автомобилей и немного ослабляет требования к ним. Гарантированно будут достраиваться жилые комплексы — Москва будет помогать девелоперам льготными кредитами, чтобы не допустить появления новых обманутых дольщиков. Продолжится реновация и капремонт жилья.

Исправно продолжит работать и развиваться московский транспорт — кровеносная система гигантской агломерации. Приняты решения, позволяющие поставщикам подвижного состава бесперебойно выполнять горзаказ: увеличено авансирование, разрешена коррекция цены в случае увеличения себестоимости и введены «допуски» по срокам поставок. А значит — новые электрички МЦД и электробусы, трамваи и поезда метро будут поставлены в срок и обеспечат москвичам удобное и безопасное передвижение. Москва должна выйти из нынешнего кризиса обновленной и еще более сильной, чем была, — предпосылки, желание и компетенции для этого есть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру