По состоянию на начало 2022 года ключевые макроэкономические показатели российской столицы — на хорошем уровне, их динамика превосходит не только предыдущий пандемический 2020-й, но и доковидный 2019 год. Помимо обширных и разноплановых программ поддержки столичной экономики и бизнеса, позволивших купировать ущерб от локдаунов и ограничений, важную роль здесь сыграл рост собираемости налогов. Благодаря цифровизации документооборота, в том числе фискального, налоговикам удалось, не создавая бизнесу значительного дискомфорта, значительно поднять свои показатели.
Еще одним фактором, по словам представителей различных ведомств, стало тесное сотрудничество мэрии, столичной налоговой службы и правоохранительных органов Москвы. Повышение прозрачности рынка во всех отраслях московского хозяйства не только сыграло роль в росте экономических показателей, но и обеспечило более высокий уровень безопасности (применительно, например, к контролю рынка аренды жилья). Добавим, что все эти достижения важны не только для властей Москвы, но и для всех жителей города: экономическая стабильность и рост означают сохранение высокого уровня социальной поддержки (напомним, более 50% расходов столичного бюджета — именно социальные).
Долг — дело поправимое
— Меры поддержки предпринимательства, инициированные Правительством РФ, в сочетании с гибким подходом правительства Москвы к карантинным ограничениям позволили экономике Москвы полноценно функционировать в условиях вызовов пандемии, — подчеркнула руководитель УФНС России по Москве Марина Третьякова. — Динамика ключевых макроэкономических показателей города не только восстановилась, но и превзошла докризисный уровень, а в ряде случаев превышает общероссийские.
В 2021 году вклад от налоговых и неналоговых платежей Москвы в консолидированный бюджет РФ вырос на 22% по отношению к предыдущему году, отметила чиновница. При этом промышленное производство — вопреки расхожему мнению о сворачивании столичной промышленности — значительно выросло на фоне среднероссийских показателей. Это отражается и на рынке труда, резюмировала Третьякова: в результате стремительного восстановления деловой активности средняя заработная плата возросла, а уровень безработицы вышел на докризисный уровень.
Именно рынок труда имеет ключевое значение для доходной части московского бюджета — она в значительной мере формируется именно налогами на доходы физических лиц (НДФЛ). По словам главы УФМС Москвы, значительные усилия этого ведомства направлены на легализацию налоговой базы по НДФЛ — а проще говоря, на борьбу с «серыми» и «черными» зарплатами.
Здесь налоговикам помогает опять-таки цифровизация: подозрительных работодателей выявляют при помощи сопоставления так называемых форм 6-НДФЛ и расчетов по страховым взносам. Анализируется и информация, поступающая из трудовой инспекции, отметила Марина Третьякова. «Низкозарплатным» организациям — тем, где официальные цифры по оплате труда подозрительно низкие, — полагается ревизия, так называемое «заслушивание». Часто эта процедура выявляет нарушения — тогда налоги приходится доплачивать. В 2021 году, отметила чиновница, «заслушивание» позволило выявить и взыскать дополнительно значительные суммы налогов и страховых взносов. По результатам налоговых проверок дополнительно начислено в доход бюджета 137,9 млрд руб.
Растет собираемость и налогов на имущество. Причина не только в том, что налоговики тесно взаимодействуют с полицией и Следственным комитетом, но и все в той же цифровизации: важно отметить, что доставка большей части налоговых уведомлений в прошлом году была обеспечена наиболее надежным способом, через личный кабинет на сайте налоговой службы или Госуслуг. Остальная часть уведомлений пришла по почте — а ведь именно этот традиционный способ наименее надежен.
Работа на себя
— Взаимодействие ФНС с правительством Москвы — одно из самых эффективных среди регионов России, — подчеркнул на коллегии заместитель главы Федеральной налоговой службы Виталий Колесников. По словам чиновника, это одна из причин хороших показателей Москвы — как в макроэкономической, так и в фискальной сфере: «Москва является агломерацией мирового уровня, обеспечивающей пятую часть поступлений в консолидированный бюджет, что составляет около 4 триллионов рублей».
Система работы с самозанятыми в России — одна из наиболее прогрессивных и удобных для налогоплательщика даже в мировом масштабе. Полная прозрачность создает удобство и положительно влияет на имидж государства в целом. И спрос на простую для пользователя цифровую систему огромен: по словам Виталия Колесникова, большинство единиц московских контрольно-кассовых аппаратов зарегистрировано через личные кабинеты соответствующих порталов. Курс на дальнейшее внедрение личного кабинета как наиболее оперативного и комфортного для всех способа коммуникации между гражданами (юрлицами) и налоговой службой будет продолжен, подчеркнул чиновник.
Как добавил глава Департамента экономической политики и развития Москвы Кирилл Пуртов, по итогам 2021 года в московскую казну поступило налогов на 2,9 трлн рублей. Это результат труда и честности всех столичных налогоплательщиков. Именно общими усилиями — и только так — Москва может успешно планировать городской бюджет, добиваться стабильного экономического развития. Это наши общие деньги — и общее дело.