Московский скоростной диаметр — транспортный проект всероссийского масштаба

Через всю столицу — на полной скорости и без пробок

В Москве продолжается строительство транспортного каркаса столичной агломерации. Система современных дорожных объектов должна обеспечить адекватное транспортное обслуживание крупнейшего в Восточной Европе мегаполиса. Одним из ключевых элементов этого каркаса станет Московский скоростной диаметр (МСД), составленный из Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд. По мнению экспертов, это один из важнейших дорожных проектов в Российской Федерации за последние годы, сравнимый с Крымским мостом.

Через всю столицу — на полной скорости и без пробок

Технически Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды планировалось соединить развязкой с самого начала — поэтому объявленное в январе этого года организационное объединение их в один проект диаметра вполне логично. Как и анонсировал мэр Москвы Сергей Собянин, на платформе общественных обсуждений «Активный гражданин» сейчас решается вопрос о названии новой магистрали. В голосовании уже приняли участие более 130 тысяч человек. Наиболее популярным на данный момент является предложенное властями рабочее название — собственно Московский скоростной диаметр (МСД).

Такое наименование — вполне в «фирменном стиле» столичных транспортных новаций, внедряемых в последние годы. Напомним, в 2016 году запущено пассажирское движение по Московскому центральному кольцу (МЦК), в конце 2019 года стартовала программа Московских центральных диаметров (МЦД) — такое название получили реконструируемые радиальные направления железных дорог, интегрированные в общемосковскую тарифную и пересадочную систему. Наконец, одновременно с МСД, работы на котором в разгаре, будет строиться недавно запроектированный Московский трамвайный диаметр: с постройкой трамвайной линии по проспекту Академика Сахарова можно будет проехать этим видом транспорта от Медведкова до Чертанова.

Удобно и быстро

Общая длина трассы МСД составит 68 километров. Это самый протяженный скоростной диаметр в России на данный момент — и, вероятно, рекорд удержится на ближайшие десятилетия: Московская агломерация крупнейшая в стране. В любом случае этот диаметр — один из крупнейших транспортных проектов России нашей эпохи: с ним можно сравнить только такие гигантские дорожные стройки, как Крымский мост и трасса «Таврида», реконструкция трассы «Дон» и строительство трассы «Нева» Москва — Санкт-Петербург. Кстати, последняя из перечисленных трасс вливается в будущий МСД с севера — точно так же, как еще одна мегастройка, ЦКАД, обрамляет транспортный каркас Московской агломерации, а Западный скоростной диаметр в Петербурге служит примером скоростного диаметрального строительства.

При этом недочеты, выявленные эксплуатацией питерского ЗСД, учтены московскими строителями: на МСД планируется больше съездов в город, к тому же трасса будет бесплатной (в Петербурге стоимость проезда по ЗСД, рассчитанная на транзитный поток, довольно ощутима). Кроме того, на Московском скоростном диаметре планируется обойтись без транзитного потока грузовиков — их предполагается пускать через ЦКАД.

Главное достоинство новой магистрали для москвичей и Москвы — то, что появляется быстрая альтернатива перегруженной городской улично-дорожной сети. «Итак, в Москве, в которой и так транзитных дорог, мягко скажем, мало, появляется отличная скоростная автомагистраль, — отмечает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Прекрасно! Надо радоваться! Я, например, с нетерпением жду, когда МСД уже окончательно откроется, потому что движение «против часовой стрелки» в Москве исторически всегда было более проблемным, чем по часовой (с чем это связано — долгий разговор)».

По мнению эксперта, именно отсутствие скоростного транзитного каркаса — основная причина пробок в Москве: транзитный трафик смешивается с местным, и возникает конфликт. «Транзиту надо быстро проехать, а местным надо и парковку, и магазины, и много чего, — поясняет Шкуматов. — Поэтому во всем мире уже много десятилетий применяют практику физического отделения транзитных потоков от локальных. Транзит — выделенный и скоростной, локальный трафик — смешанный и медленный».

Физическое отделение скоростного каркаса (МКАД, МСД, большая часть ТТК, Северо-Западная хорда, Южная рокада и некоторые другие) от обычных улиц и проспектов дает к тому же возможность внедрить на локальных улицах более жесткие скоростные ограничения — а это снизит дорожную смертность, что является одной из стратегических целей российской транспортной политики. Таким образом, строительство скоростных дорог не повышает, а снижает число жертв ДТП — каким бы парадоксальным это ни казалось на первый взгляд. Ведь скоростные трассы, такие, как МСД — с разделением потоков и другими техническими хитростями, — самый безопасный вид дорог.

Остаться в центре России

Московский скоростной диаметр — не только московская, но и федерального масштаба стройка не только в силу длины и стоимости, но и потому, что в столичной агломерации сейчас живет (и значит, будет пользоваться новыми дорогами) около 15% населения России. Более того, топология российских дорог по-прежнему очень сильно «завязана» на Москву: очень многие межрегиональные маршруты идут через столицу.

Вот и получается, что транспортный каркас Московской агломерации — хотя и строится Москвой как с организационной, так и с финансовой точки зрения — столь же значим для всей России, как в начале ХХ века Транссиб и Московская окружная железная дорога (ныне МЦК). Крупные магистрали не раз в мировой истории служили локомотивами развития регионов и целых стран — можно вспомнить Трансамериканскую магистраль и сеть «интерстейтов» в США, автобаны Германии, дорожную сеть современного Китая.

Сейчас межрегиональные передвижения — например, из Тверской в Нижегородскую область — часто затруднены заторами на МКАД, протяженностью объездов по ЦКАД. Система МСД окажется кратчайшим и скорейшим способом сообщения, время передвижения по многим маршрутам сократится на несколько часов, уже подсчитали в одной из ведущих транспортных компаний.

— По-видимому, это будет самая большая в мире городская скоростная магистраль, — предполагает руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. — 68 километров — это внушительно. Впрочем, качество, безусловно, важнее. В первую очередь важно, что это будет главная магистраль, соединяющая север и юг Москвы, — удачная альтернатива ТТК, Садовому кольцу и тем более центру города. Это то, чего Москве категорически не хватает, потому что вся периферия — она даже называется так просто потому, что туда тяжело попасть, доехать, а уж тем более с противоположной стороны мегаполиса. Эта задача будет решена.

Дорога, по словам эксперта, наверняка будет скоростной — как минимум 80–90 км/ч. На большей части своего протяжения МСД идет в полосе отвода железных дорог либо по бывшим промзонам, подчеркнул Шумский. Так, в Западном Бирюлеве хорда идет настолько в отдалении от жилых домов, спрятана в промзоны и идет около железной дороги — что не видна ни из Чертанова, ни из Бирюлева.

Даже если МСД был бы платным, эта дорога оказалась бы востребованной, подчеркнул Шумский. В качестве же бесплатной трассы он точно вызовет только положительные эмоции, уверен эксперт. И что еще важнее — работа МСД на новом уровне укрепляет роль Москвы в качестве общероссийского логистического хаба, центра торговых путей. А именно это много веков назад сделало наш город великим.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28721 от 9 февраля 2022

Заголовок в газете: Через всю столицу — на полной скорости и без пробок

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру