Документ, который называется «Методические указания по организации безопасного движения транспорта и пешеходов на придомовых и внутридворовых территориях», насчитывает более 200 страниц. Из них значительная часть посвящена идеологическому обоснованию необходимости упорядочить парковку во дворах и анализу мирового опыта. «Несмотря на существующие нормы регулирования, дворы остаются пространством с потенциально высоким риском получения травм в результате происшествий с участием автомобиля», - констатируют авторы документа, отдельно фокусируясь на превышении водителями скорости и «хаотичной парковке».
«Главным системным фактором небезопасности дворов является автомобильная ориентированность пространства», - подчеркивается в документе. С ней-то и предполагается бороться. А для читателей из числа лиц, принимающих решение, есть и еще одно обоснование: упорядочивание парковочных мест во дворах создает «возможность для их инвентаризации и структурирования, что открывает дальнейшую перспективу для их эффективного администрирования». В переводе с бюрократического языка это означает, что все парковочные места во дворах могут и должны быть посчитаны и так или иначе «управляться». Распределением дефицитного ресурса (а парковочные места в большом городе — именно дефицит) будет в перспективе заниматься государство.
Здесь же, в преамбуле документа, авторы честно отмечают, что «одним из препятствий на пути трансформации и упорядочивания дворовых территорий может стать вопрос собственности». Поскольку придомовые территории — это, по Жилищному кодексу, общедолевая собственность многоквартирного дома. Но, если бы не эта норма, идеалом авторов документа (напомним, он появился под грифом ЦОДД) оказывается… Советский Союз до эпохи «Жигулей», в котором автомобиль был роскошью. «Отмена очередности покупки автомобиля и появление возможности его покупки за рубежом спровоцировали стремительный рост количества личных автомобилей в 90-е годы, - отмечается в документе. - Если в 1970 году обеспеченность личным автомобилем на 1000 жителей составляла 5,5 автомобилей, то в 2000 году эта цифра составила 132,4». А пока этого «роста» не было, все было хорошо — и дети могли спокойно играть на улицах, отмечается в рекомендациях.
Методисты ЦОДД декларируют отсутствие прямого желания притеснить автомобилистов, организовав по всей Москве «дворы без машин». Напротив, они констатируют: «Самым популярным вариантом на портале «Активный гражданин» на вопрос «Как бы вы хотели благоустроить свой двор?» стал ответ «Организовать новые парковочные места». Налицо одновременное желание получить комфортный, уютный двор, в котором можно отдыхать, и решение проблемы парковки».
И вот что предлагается внедрить для организации в московских дворах такой среды. Рекомендации разделены на три пакета: базовый, оптимальный и максимальный. В базовый входят: обустройство тротуаров с выступами и понижениями (для безбарьерного прохода), искривление и заужение полос движения (для снижения скорости), более «шершавое» покрытие дворов (тоже чтобы не гоняли) и ограничение парковки зелеными насаждениями. В оптимальном — к этим мерам добавляются столбики для отграничения тротуаров от автополосы, «лежачие полицейские», тумбы и клумбы для ограничения скорости, свет на пешеходных переходах (кстати, нарисованная во дворе «зебра» означает запрет парковки не только на ней, но и за 5 метров до нее, то есть минус два параллельных или 3-4 «елочных» машиноместа).
Наконец, максимальная «конфигурация» двора предусматривает автобарьер (ограничивающий проезд частных машин к дому или, например, к площадке мусорных контейнеров), разделители полос для автомобилей и пешеходов-велосипедистов, новую разметку. Предполагается, по возможности, запретить сквозной проезд по дворам «длинных» домов — чтобы не возникало соблазна разгоняться на них и объезжать по дворам «пробки». Вместо сквозного проезда предполагается сделать (кстати, за счет газонов) разворотные площадки — на которых, разумеется, парковка будет запрещена.
Но главное — «упорядоченный двор» будет полностью инвентаризован с точки зрения парковочных мест. Сейчас в абсолютном большинстве столичных дворов действует так нелюбимая урбанистами «хаотичная парковка», когда автомобили стоят так, как помещаются. А если машина мешает проходу или проезду — это решается, скажем так, неформальными методами, от словесных аргументов до сдутых шин. Такой «анархии», если предложения ЦОДД будут реализованы, придет конец. Лучше ли будет всем вместе взятым — пешеходам, велосипедистам, колясочникам, пассажирам такси, автомобилистам, — покажет время. Но парковочных мест (ведь стоянка «где попало» окажется вне закона) — точно станет меньше.