В Москве достраивается единый скоростной диаметр от Ховрина до Аннина

Хорда + хорда = транспортный прорыв

В столице продолжается строительство сети новых внеуличных магистралей. Крупнейшие из них, которые вскоре будут достроены — Северо- и Юго-Восточная хорды, — технически с самого начала планировались связанными друг с другом. Сейчас, как заявил 31 января мэр Москвы Сергей Собянин, эти две трассы решено объединить в единую магистраль. Название для этого первого в столице внеуличного скоростного диаметра с севера на юг предстоит выбрать самим москвичам — при помощи сервиса «Активный гражданин».

Хорда + хорда = транспортный прорыв

По новому скоростному диаметру, обходящему центр Москвы с востока, можно будет от трассы «Нева» (М11), то есть со стороны Санкт-Петербурга, добраться до трассы «Крым» (М2), ведущей к Черному морю. Предусмотрены ответвления еще на три важнейших российских трассы — «Волга» (М7), перспективную М12 до Казани и М5 «Урал», соединяющей Москву с Уралом и Сибирью. Диаметр, составленный из двух хорд, станет, как и проектировалось с самого начала, ключевым элементом нового транспортного каркаса Московской агломерации, а значит, и всей России.

— При бесшовном соединении эти магистрали органически создают новую транспортную артерию — бессветофорный скоростной диаметр Москвы с юга до севера, от Симферопольского шоссе до платной магистрали на Санкт-Петербург. И с ответвлением до Некрасовки, — отметил в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин. — Поэтому мы приняли логичное решение объединить Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды в новую городскую магистраль — под возможным названием Московский скоростной диаметр.

Напомним, строительство обеих хорд, входящих в новый диаметр, находится в завершающей стадии, в 2023 году планируется полное открытие этой магистрали. По ней столицу в пределах МКАД можно будет пересечь без светофоров, а расчеты транспортников показывают, что путь по многим востребованным автомобильным маршрутам внутри Москвы может сократиться на 10–50 минут.

Быстрее и удобнее

Московский скоростной диаметр — показательный случай перехода количества (километров построенных внеуличных дорог в Москве) в качество (изменение ситуации на дорогах). По крайней мере именно таковы расчеты экспертов-транспортников, посвященные предстоящему функционированию магистрали. А значит, речь идет не только о транзитном значении нового диаметра, но об удобстве многих и многих москвичей.

— Для миллионов автолюбителей создание Московского скоростного диаметра будет означать новую транспортную реальность — более быстрые и комфортные поездки из одной части города до другой, — подчеркнул Сергей Собянин. — Через весь город, минуя центр, можно будет проехать без единого светофора за 40 минут.

Помимо уже упомянутых выходов на важнейшие федеральные трассы диаметр облегчит и доступ к московским аэропортам: в «Шереметьево» и «Домодедово», трассы на которые подсоединены к диаметру, можно будет добраться в среднем на 20–25 минут быстрее, чем сейчас.

Те, кто не пользуется скоростными внеуличными магистралями в Москве, тоже не смогут не почувствовать благотворного влияния новой магистрали, утверждают ее проектировщики: заметно снизится загрузка на МКАД, ТТК, проспекты города. А это должно в свою очередь улучшить ситуацию с наземным транспортом: раз пробки уменьшатся, то интервалы станут меньше, а сами автобусы пойдут быстрее.

Выходы на скоростной диаметр уже есть или вскоре появятся со всех крупных московских магистралей восточной части столицы — это Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское и Варшавское шоссе. В районе станции МЦД «Новохохловская» новая магистраль получает связь с Третьим транспортным кольцом — это будет один из крупнейших в Москве дорожных узлов. Наконец, на южном конце диаметра он переходит в ключевую для Троицкого и Новомосковского округов магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Таким образом, новая дорога, составленная из двух хорд, становится важнейшим в городе и наиболее скоростным дорожным хабом.

Проведет по городу

До появления современной системы внеуличных магистралей во многих крупных городах процветал такой придорожный сервис: на въезде транзитных путешественников и дальнобойщиков караулили своего рода лоцманы с плакатами «Проведу по городу». Московский транспортный каркас, состоящий теперь из скоростных внеуличных дорог, делает такой сервис окончательно ненужным: столицу можно будет проехать «насквозь», минуя перегруженную МКАД и ориентируясь только по дорожным указателям.

От Кольцевой, недавно разменявшей свой седьмой десяток и остающейся важнейшей московской магистралью, новый диаметр будет отличаться скоростью — за счет срезанных километров проехать по нему будет быстрее — и удобством передвижения. Трасса предназначена прежде всего для легкового транспорта — транзит грузовиков по ней не предусматривается. А значит, исчезнет старинная проблема зимней МКАД — буксующие на подъемах большегрузы, способные парализовать движение на несколько часов.

Впрочем, есть и еще одна причина, по которой буксующую фуру на московском скоростном диаметре увидеть будет практически невозможно: уклоны трассы соответствуют современным параметрам, а нынешние требования куда жестче, чем в 1960-м. Настолько крутых подъемов и спусков на новой магистрали не запроектировано (кроме, разумеется, развязок на съездах в город — но их будет немного).

Новый диаметр появился на картах как нельзя более вовремя: в наши годы идет бурный расцвет внутреннего туризма в России, а значительная часть туристического трафика — это индивидуальные поездки на автомобилях и групповые на автобусах. Дорожная сеть России при этом устроена так, что едва ли не большинство туристических маршрутов ведут либо в Москву, либо из Москвы, либо через столицу. Таким образом, быстрый легковой транзит через город будет, безусловно, востребован.

Строго по графику

Амбициозные дорожно-строительные проекты заявлены во многих регионах мира — стоит вспомнить хотя бы инициативу Илона Маска о постройке в США сети сверхскоростных тоннелей, в которых, правда, все равно не полностью удается избегать пробок. Однако и на мировом фоне сооружение транспортного каркаса Московской агломерации выделяется — прежде всего тем, что речь идет не о проектах, а о четком и планомерном графике строительства.

Уже в нынешнем, 2022 году завершится строительство Северо-Восточной хорды — северного фрагмента нового диаметра — в пределах МКАД, а в 2023 году будет построено ответвление этой трассы с выходом на перспективную трассу М12 Москва — Казань. В 2023 году также планируется завершить работу на южном участке диаметра, известном как Юго-Восточная хорда и идущем от шоссе Энтузиастов до Варшавского шоссе.

Протяженность новой магистрали составит 68 км (если же посчитать совокупную длину эстакад и развязок, она составит 218 километров). На московском скоростном диаметре будет насчитываться 136 искусственных сооружений общей протяженностью 60 километров. В состав диаметра войдут 33 подземных перехода. Уже сейчас трасса готова на 62%, а к концу 2023 года работы предполагается завершить полностью. И пока нет оснований думать, что этот график не будет выдержан — опыт подобных работ у московского стройкомплекса гигантский.

Нам же с вами предстоит самое приятное — выбрать для новой дороги настоящее имя. По словам Сергея Собянина, на платформе «Активный гражданин» уже скоро будет размещено соответствующее голосование.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28715 от 1 февраля 2022

Заголовок в газете: Хорда + хорда = транспортный прорыв

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру