Знаменитый трамвайный маршрут «Аннушка» хотели проложить через Кремль

Для этого планировалось протянуть рельсы по его территории от Боровицких до Спасских ворот

Подоспел один из самых последних по времени юбилеев, которыми нас одарил уходящий 2021-й. Всего за пару дней до грядущего новолетия Москва отмечает внушительную круглую дату одного из главных своих исторических символов. 110 лет тому назад в Первопрестольной появился кольцевой трамвайный маршрут «А» – знаменитая, любимая многими поколениями москвичей «Аннушка».

Для этого планировалось протянуть рельсы по его территории от Боровицких до Спасских ворот

В нашем городе издавна прижились круговые транспортные магистрали. Первым «колечком», по которому стали курсировать именно вагоны «электрической конки», стало как раз «кольцо А».

До его появления в Златоглавой существовала «трамвайная подкова»: трамваи ходили туда-сюда по Бульварному кольцу (в реальности замкнутым кольцом не являющемуся, «утыкаясь» в берег Москвы-реки около Яузских и Пречистенских ворот). Однако потом эти конечные точки соединили между собой, проложив рельсы на Москворецкой, Кремлевской и Пречистенской набережных.

29 декабря (по новому стилю) 1911 года по образовавшемуся замкнутому рельсовому пути начали курсировать трамваи кольцевого маршрута, которому присвоили – в отличие от обычных «линейных» – не цифровое, а буквенное обозначение: «А». Уже вскоре москвичи в обиходе приохотились называть его ласково – «Аннушка».

Впрочем, находились среди обитателей города и такие остряки, которые придумали к этому прозвищу обидное дополнение. Дело в том, что на маршруте «А» вагоны ходили по двум кольцам – внутреннему и внешнему, в противоположные стороны: то есть половина трамваев двигалась по часовой стрелке, а половина – против, или, если ориентироваться относительно бульваров, то по левой или по правой их стороне. Чтобы пассажиры на остановках не запутались, маршрутные таблички, укрепленные «на лбу» каждого моторного вагона, под крупно изображенной в круге буквой «А» часто снабжали дополнительными подсказками: «л. бул.» и «пр. бул.». То есть «левая бульварная линия» и «правая бульварная». С подачи «особо креативных» обывателей вторая из этих надписей стала расшифровываться так: «Аннушка – проститутка бульварная». Смех смехом, но ведь обидно за маршрут! Вероятно именно поэтому упомянутые надписи заменили на не столь провокационную, хотя и менее информативную: «бульварная» (имеется в виду «бульварная линия»).

Вслед за первой пассажирской «электрической барышней» в Белокаменной появились ее «подружки». Москву «окольцевали» еще тремя замкнутыми трамвайными линиями: заработали «Б» («Букашка»), которая проходила по Садовому кольцу, «В» (Верочка») и «СК» («Сокольнический кольцевой»).

Но «Аннушка» оставалась вне конкуренции в рейтинге городских электрических трамваев. Настоящую оду ей «пропел» в своей книге «Повесть о жизни» известный советский писатель Константин Паустовский, в юности работавший кондуктором на московском трамвае.

«Мы предпочитали работать на «серебряной» линии «А» – на Бульварном кольце… Линия «А» была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии «Б», – интеллигентный и чиновный…

За открытыми окнами вагона линии «А» шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве - мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлевских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку...»

"Аннушка" в 1986 году. Фото: wikimedia.org/RIA Novosti archive/Oleg Lastochkin

Вспоминали этот ставший легендарным трамвайный маршрут некоторые поэты.

«…В своих движеньях эксцентричен

Трамвай маршрута буквы «А»…»

                            (Николай Агнивцев)

А это уже Никита Богословский:

«Аннушка, Аннушка, Аннушка-подружка,

Сколько мы с тобою провели минут.

Дорогая Аннушка, ты уже старушка,

С каждым днем короче твой маршрут...»

В произведении популярного весельчака-литератора проскальзывают грустные нотки. Ведь Богословский не мог остаться равнодушным к тому, что год от года линия «А» становилась все короче.

Проекты по «оптимизации» маршрута «А» существовали еще в первые послереволюционные годы. В 1920-е, например, возникла идея завернуть «Аннушку» с Кремлевской набережной прямо в Кремль! И проложить трамвайные рельсы по его территории от Боровицких до Спасских ворот. Но как же так, спросите вы: ведь это же «режимная», правительственная зона?! Однако в те времена «режимность» еще не была столь строгой. В Кремле даже жило немало народа, причем не только партийные и государственные VIP-персоны, но и простые граждане из числа обслуживающего персонала. Для них остро стоял транспортный вопрос. Чтобы сесть на «Аннушку», нужно было довольно далеко топать пешком – к набережной. А в новом варианте трамвай подкатывал бы прямо к порогу! Впрочем для такого переустройства трамвайной линии тогда не нашлось денег, а уже через несколько лет идея отпала: доступ в Кремль стали все больше ужесточать.

Так что первое изменение в классическом, первоначальном маршруте «кольца А» произошло на исходе 20 лет его существования – в 1931-м. Тогда по техническим причинам – из-за готовящегося взрыва храма Христа Спасителя и запланированной на его месте грандиозной стройки – возведения исполинского Дворца Советов – трамвайные рельсы перенесли с Соймоновского проезда и Пречистенской набережной на улицы Волхонка и Ленивка. 

Это была не столь уж значимая корректива. Куда более серьезная, даже знаковая перемена произошла пятью годами позже. В 1936-м при реконструкции набережных в центре столицы с них были убраны трамвайные рельсы. В итоге «кольцо А» оказалось разомкнуто – как оказалось, уже навсегда.

С тех пор маршрут «Аннушки» городские власти меняли бесчисленное количество раз. «Подкову» этой линии, проходящей по Бульварному кольцу, «загибали» дальше то в сторону Большой Пироговской улицы, то в сторону Большой Грузинской (одно время трамваи «А» ходили даже неподалеку от нынешнего здания редакции «МК» – по Шмитовскому проезду), то к Октябрьской площади…

В 1991 году легендарную «Аннушку» вовсе отменили. Однако в 1997-м, накануне празднования 850-летия Москвы, трамвайный маршрут, ставший настоящим символом столицы, был восстановлен.

Линия «А» в числе действующих и по сию пору. Однако к ней уже с большой натяжкой можно применить изначальное название – «бульварная». Ведь из десяти бульваров, образующих Бульварное кольцо, маршрут «А» проходит лишь по трем – Чистопрудному, Покровскому и Яузскому. На остальных рельсы сняты много лет назад.

Причины этого были разные. В том числе и «природно-технические».

Например, движение вагонов по Рождественскому бульвару от Трубной площади до Сретенских ворот (а вместе с этим – и по Сретенскому бульвару до Кировских (Мясницких) ворот) «обрубили» в 1971 году… из-за активного распространения новых моделей подвижного состава.

До той поры по линии ходили «старички» – вагоны МТВ-82, КМ. Теперь их решили заменить на куда более комфортные и современно выглядящие чехословацкие «Татры». Однако при прочих своих плюсах эти трамваи были не столь мощными, как их предшественники советского производства 1930-х – 1950-х. Между тем Рождественский бульвар имеет один из самых крутых уклонов среди всех больших улиц в старой части города. Трамваи-«ветераны», может, и казались кому-то неказистыми, но зато спокойно преодолевали подъем от Трубной к Сретенке, а вот их «наследники» здесь откровенно пасовали.

Убедившись, что новомодные «чехи» далеко не всегда способны вскарабкаться по Рождественскому бульвару, мудрые «отцы города» решили проблему «хирургическим» способом: велели попросту ликвидировать на этом участке трамвайное движение! Так знаменитый столичный крутогор остался вообще без трассы городского общественного транспорта.

К слову сказать, в годы существования рельсовой линии на Рождественском бульваре с трамваями, ходившими там, в том числе и с «Аннушкой», не раз случались ЧП.

В некоторых из них виноваты были мальчишки из соседних жилых кварталов. Вот что вспоминал один из них много лет спустя: «…Несколько юных недоумков (и ваш покорный слуга в их числе), полив рельсы машинным маслом, резвились, сидя на стене Рождественского монастыря и глядя на потуги вагоновожатого преодолеть горку…»

Да уж, въехать по скользким рельсам на крутую гору – задача трудновыполнимая. Хорошо, если дело кончается просто возникшим из-за этого затором на линии. Но бывали происшествия, куда более чреватые серьезными неприятностями.

Ветераны московского трамвая рассказывали о случае, едва не кончившемся катастрофой. От Трубной площади в гору поднимался трамвайный поезд – моторный вагон КМ тащил два прицепных. На середине подъема вдруг раздался громкий металлический лязг, и сцепка между «моторником» и соседним вагоном разорвалась.

Избавившийся при этом от дополнительной нагрузки КМ бодро поехал дальше, но вот два прицепных вагона, обретя неожиданную свободу, сперва остановились, а потом все быстрее покатили назад, под уклон. Среди набившихся в них пассажиров началась паника. Женщины завизжали, кто-то из мужиков стал выпрыгивать на ходу...

Ситуацию спасла кондуктор, находившаяся в этот момент в первом из прицепных. Сперва она «закрутила» стояночный тормоз в этом вагоне (специальный «штурвал»-маховик располагался на площадке у входных дверей). В результате разгон пары прицепных под горку замедлился. Затем отважная женщина, спрыгнув на землю, сумела вскочить во второй вагон и там тоже привести в действие тормозное устройство. Впрочем, даже за счет этого полностью остановить движение не удалось. Однако вагоны, хотя и продолжали ползти вниз, но теперь уже очень медленно. В итоге они благополучно въехали в специально оборудованный на Трубной площади тупик-«уловитель» и там остановились. Благодаря таким смелым действиям кондуктора крушения трамвайного состава не произошло, никто из пассажиров не получил серьезных травм, отделавшись лишь испугом. Находчивую женщину позднее наградили.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру