Лучшее метро — лучшему городу земли

В Москве одновременно открылись 10 станций Большой кольцевой линии

Еще несколько лет назад московские автомобилисты чуть ли не ежедневно часами простаивали в многокилометровых пробках. По загруженности дорог российская столица занимала первое место в мире. Ни Садовое кольцо, ни МКАД, ни ТТК не справлялись с возраставшим ежегодно потоком автомобилей. Мегаполис надо было разгружать и срочно.

С 2011 года, с приходом к руководству городом Сергея Собянина и его команды, обстановка на столичных дорогах постепенно стала меняться к лучшему. И все потому, что комплексное транспортное строительство стало приоритетным направлением развития мегаполиса. С 2011 года протяженность столичных трасс выросла на 18%, введено более тысячи км дорог, около 300 мостов, тоннелей и эстакад, более 250 пешеходных переходов, реконструировано 15 вылетных магистралей и 18 основных развязок на МКАД, построены сотни километров выделенных полос для общественного транспорта. Полностью избавиться от пробок, конечно, не удалось, но вот мировым лидером по загруженности трасс столица перестала быть еще в 2015 году — более того, покинула топ-10 самых загруженных мегаполисов. Пропускная способность дорог увеличилась на 20%, а скорость движения на московских трассах за 11 лет выросла с 16,5 км/час до 53 км/час.

Замахнулись столичные власти и на грандиозный проект создания системы хордовых магистралей. Хорды позволяют автомобилистам пересекать столицу, не сворачивая на «кольца», улучшают связность районов и снимают напряжение с основных трасс. Уже сегодня этот проект успешно воплощается. А уж о стремительном развитии сети метро, железных дорог и говорить не приходится. Протяженность сети метро выросла за 11 лет более чем в 1,5 раза, запущено движение по МЦК и первым двум МЦД. Близится к завершению строительство Большой кольцевой лини метро — крупнейшего в истории столичной подземки проекта, достойного Книги рекордов Гиннесса. «Замкнуть» его обещают уже через год. Продлеваются и действующие радиальные линии в районы массовой жилой застройки.

А еще в Москве реализуется самая масштабная в мире программа реновации жилого фонда, в результате которой из старых хрущевок в новостройки переедут порядка миллиона москвичей. Активно развиваются бывшие промзоны и районы Новой Москвы. В последние годы в столице вводится ежегодно порядка 8–9 млн кв. метров недвижимости. А 2021 год побил все рекорды: уже за 11 месяцев ввели 12,9 млн «квадратов». Половина объема пришлась на жилье: около 6,5 млн кв. метров — самый высокий показатель в истории Москвы.

Подробно об итогах работы столичного Стройкомплекса в 2021 году читайте в очередном выпуске нашего специального проекта.

В Москве одновременно открылись 10 станций Большой кольцевой линии
Открытие 10 станций Большой кольцевой линии метро.

7 декабря 2021 года произошло знаковое событие в истории столичного метро: на Большой кольцевой линии (БКЛ) одновременно запустили сразу десять станций на участке от «Мневников» до «Каховской». В торжественной церемонии открытия 21,2-километрового участка кольца приняли участие президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.

Одновременный ввод в эксплуатацию 10 станций БКЛ — выдающееся достижение. Такого масштабного ввода станций метро не было со дня его открытия 15 мая 1935 года, когда москвичи впервые спустились в подземку и смогли воспользоваться 13 станциями. И это не единственный рекорд, поставленный в этом году столичными строителями.

Об их очередных достижениях, о новых станциях метро и планах на будущее — в материале «МК».

Впервые в истории

«В Москве происходит очень значимое и праздничное событие: мы открываем пассажирское движение на новом участке Большой кольцевой линии метро. Действительно, впервые в истории отечественного метростроения запускается сразу 10 станций. Разумеется, поздравляю вас всех с этим событием, с этим успехом», — сказал президент России Владимир Путин, принявший участие в церемонии открытия станций в формате видеоконференции. Глава государства особо подчеркнул, что новые станции Большого кольца заметно улучшат транспортную доступность районов на западе, юго-западе и юге Москвы. «Изменится весь ритм жизни столицы. Реализацией такого масштабного и крайне востребованного проекта москвичи по праву могут гордиться», — отметил Владимир Путин. Отдельные слова благодарности из уст президента прозвучали в адрес столичных строителей. «Общими усилиями вы проделали колоссальную работу, решили сложнейшие технологические задачи», — обратился он к ним.

В свою очередь мэр Москвы Сергей Собянин выразил слова благодарности президенту России за поддержку стратегии развития Московского транспортного узла, центральным проектом которого является БКЛ. По его словам, эта линия «абсорбирует все транспортные проекты Москвы». «На Большой кольцевой линии будут действовать пересадки на 44 различных направлениях. Это МЦК, МЦД и радиальные линии метро. БКЛ — это ключевой проект, который совместно с МЦК является опорным каркасом транспортной системы столицы и Московского транспортного узла, это самый сложный и самый востребованный узел города», — подчеркнул Сергей Собянин.

10 станций открылись на западном, юго-западном и южном участках БКЛ. Из них девять построены с нуля («Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская» и «Зюзино») и одна — «Каховская», ранее работавшая в составе самой короткой ветки московского метро — Каховской, — реконструирована. Кстати, пересадка на ней временно будет действовать, как и ранее, в центре зала. Новую пересадку откроют в будущем году.

С 7 из 10 станций можно перейти на другие линии метро и железной дороги: с «Кунцевской» — на Арбатско-Покровскую, Филевскую линии и МЦД-1, с «Мичуринского проспекта» — на Солнцевскую ветку, с «Проспекта Вернадского» — на Сокольническую, с «Воронцовской» — на Калужско-Рижскую, с «Каховской» — на Серпуховско-Тимирязевскую, с «Аминьевской» — на Киевское направление МЖД (в перспективе МЦД-4), а с «Новаторской» в скором времени пассажиры смогут пересесть на одноименную станцию строящейся Троицкой линии.

Станция БКЛ «Терехово».

Стилевое многообразие

Особое внимание при строительстве станций уделили их архитектурному облику. Каждая из них имеет свое лицо, свой собственный стиль. Например, при оформлении построенной на территории Мневниковской поймы станции «Терехово» на стенах использовали рельефные панели с текстурой белого бетона, на потолках — панели из сотового алюминия. Реечный белый матовый потолок на платформе создает узор в виде полукруглых кессонов. С помощью технологии цифровой печати по бетону на колоннах создали эффект объемного рельефа с изображением силуэтов человеческих фигур. А потолочные светильники оформлены в форме колец.

В основе оформления самой глубокой станции западного участка БКЛ «Кунцевской», расположенной вдоль Рублевского шоссе между Молдавской улицей и путями МЦД-1, — желание подчеркнуть ее монументальность: пассажирам покажется, что она будто высечена из цельного камня. Поверхности пола, стен и потолка имитируют античную мозаичную технологию «тераццо» в светло-серых оттенках, а глянцевые белые панели на потолке напоминают просветы в скалах.

Дизайн станции «Давыдково», рядом с которой расположена база МЧС, посвятили российским спасателям. В оформлении преобладают фирменные цвета ведомства: белый, оранжевый, серый и синий. В кассовом зале разместили панно «Звезда спасения», а в центре — икону Божьей Матери «Неопалимая Купина», считающуюся небесной покровительницей пожарных.

Отличительной особенностью станции «Аминьевская» стал потолок в форме мягких «волн-барханов», образованных металлическими рейками. В оформлении станции «Мичуринский проспект» присутствуют китайские мотивы, что символично, ведь в ее строительстве принимал участие подрядчик из Китая. Световые инсталляции на потолке украшают китайские иероглифы, символизирующие дружбу. Станцию «Проспект Вернадского», построенную на пересечении проспекта Вернадского и улицы Удальцова, оформили в стиле хай-тек. Изюминкой «Новаторской», расположенной на пересечении улицы Новаторов и Ленинского проспекта, стал подвесной «пламенеющий» потолок с разноформатными панелями из триплекса с цветной пленкой оранжевого цвета трех оттенков.

Архитекторы, оформлявшие станцию «Воронцовская», приняли во внимание то, что она является пересадочной на станцию «Калужская» оранжевой ветки метро. Калуга — город, где жил и работал знаменитый ученый Константин Циолковский, поэтому в основу дизайна легла космическая тематика. Так, в подвесной потолок встроили неоновые светильники, напоминающие Млечный путь. А станция «Зюзино», расположенная на пересечении улицы Каховка с Севастопольским проспектом, имеет индивидуальный образ, сочетающийся с эстетикой района типовой застройки 60-х годов прошлого века.

При реконструкции «Каховской» модернизировали всю ее инфраструктуру, а вот исторический облик — панно-барельефы, посвященные Гражданской войне, — сохранили.

Новые технологии

Теперь на Большом кольце пассажиров принимают уже 22 станции. Нынешнее достижение стало возможным благодаря слаженной работе всех структур, занятых в строительстве метро. в первую очередь холдинга «Мосинжпроект» — генерального проектировщика и генерального подрядчика строительства новых линий и станций московского метро, специалисты которого не только использовали накопленный за десятилетия опыт, но и успешно применили BIM-технологии. BIM — это аббревиатура от английского Building Information Моdelling. Эта технология позволяет создать цифровую модель здания или любого другого объекта (например, станции метро) как единого целого, где все элементы взаимосвязаны между собой. Изменение одного параметра приводит к автоматическому перерасчету всех остальных.

Разработанная компанией система эффективного взаимодействия подразделений холдинга и управления субподрядчиками с использованием цифровых моделей дает возможность специалистам из разных подразделений работать фактически в одном файле.

«Они имеют доступ ко всей документации и могут планировать, например, установку инженерных систем с учетом особенностей объекта. Так, за счет «цифры» на станциях «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково» были просчитаны все трассировки инженерных коммуникаций и кабельных линий. Отработанные Дивизионом метро технологии мы будем использовать на всех фазах создания перспективных участков и линий метрополитена», — подчеркнул генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

Станция БКЛ «Воронцовская».

Курс на ускорение

Учитывая огромное значение БКЛ для всего города, мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу завершить проект досрочно. Для этого выделены дополнительные средства из городского бюджета в рамках Адресной инвестиционной программы. Проходку всех тоннелей БКЛ завершили в этом году. Теперь осталось достроить девять станций, расположенных на участке от «Каховской» до «Нижегородской» и от «Электрозаводской» до «Савеловской». «БКЛ — важнейший элемент нашей программы по строительству и расширению Московского метрополитена, это новый пересадочный контур, это совершенно иная схема движения людей по городу», — говорит заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

Со станций БКЛ можно будет совершить 23 пересадки на другие линии метро, четыре — на МЦК, шесть — на МЦД-1 и МЦД-2, 11 — на другие железнодорожные линии. Таким образом, значительно разгрузятся и Кольцевая линия, и пересадочные станции в ее пределах. Пользуясь БКЛ, пассажиры будут экономить в поездках как минимум полчаса времени.

БКЛ станет и самым протяженным в мире метрокольцом: 70 км, что на 13 км длиннее пекинского.

«После окончания строительства БКЛ подземный и наземный рельсовый транспорт в столице продолжит развиваться высокими темпами. У нас для этого есть все возможности и компетенции», — отметил Андрей Бочкарев.

Станция БКЛ «Новаторская».

«Клавдия», «Татьяна» и «Ирина»

Продолжаются в Москве работы и на радиальных линиях метро. Так, в течение ближайших трех лет планируется завершить строительство участков Калининско-Солнцевской линии от «Рассказовки» до «Внуково», Люблинско-Дмитровской — от «Селигерской» до «Физтеха», Сокольнической — до «Новомосковской», а также участка Троицкой линии от «ЗИЛа» до «Коммунарки».

Ход строительства участка Люблинско-Дмитровской линии метро.

В этом году впервые в истории подземки проходку тоннелей одновременно завершили сразу три тоннелепроходческих комплекса. У них есть свои имена — «Клавдия», «Татьяна» и «Ирина». Знаменательное событие произошло на Люблинско-Дмитровской линии. Теперь тоннелями соединены нынешняя конечная станция «Селигерская» и три будущие — «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». По словам Андрея Бочкарева, «тоннелепроходка велась под ключевыми дорожно-транспортными объектами севера Москвы. Все три ТПМК прошли под Дмитровским шоссе, а два из них — под охранной зоной первого маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-1) между платформами Марк и Лианозово». В свою очередь гендиректор «Мосинжпроекта» Юрий Кравцов уточняет, что между станциями «Лианозово» и «Физтех» работали щиты «Татьяна» и «Ирина». Они пересекли МКАД и прошли под улицей Летчика Спирина. Длина каждого из тоннелей составила более 2,3 км. «На соседнюю станцию «Лианозово» одновременно прибыл ТПМК «Клавдия», проложивший два правых перегонных тоннеля от оборотных тупиков за действующей «Селигерской» через будущую «Яхромскую» общей протяженностью свыше 2 км под Дмитровским шоссе. Ранее этот же щит построил левые тоннели данных перегонов, завершив работу летом прошлого года», — рассказывает он. Участок салатовой ветки от «Селигерской» до «Физтеха» с тремя станциями планируют ввести в эксплуатацию в 2023 году.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру