Как рассказал, открывая сессию, замминистра здравоохранения РФ Олег Гриднев, совсем недавно — в октябре этого года — Правительство РФ приняло актуальный план мероприятий по реализации стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции на период до 2030 года. В нем отражена решительная, инициативная позиция государства в отношении профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, зафиксированы необходимые меры на основании глубокого профессионального анализа ситуации в регионах и передовых, научно обоснованных международных практик.
Рекомендации Всемирной организации здравоохранения в этом направлении обязательно учитываются, подчеркнул чиновник. И при этом на площадке ВОЗ развивается конструктивное, значимое сотрудничество с участием ведущих российских специалистов, в том числе с опорой на опыт достижений российской столицы. А ключевым инструментом в России должен стать — и уже становится — федеральный регистр ВИЧ. В нем уже сейчас содержатся не только персональные данные ВИЧ-положительных россиян, но и вся информация по их лечению. Пользуясь регистром, медики понимают, какие именно препараты понадобятся в каком регионе в ближайшее время, — этим достигается персонифицированный подход. Именно данные этого регистра — истинная статистика по учету ВИЧ-инфицированных в стране, подчеркнул замминистра.
Особая уязвимость
— Важную роль играет взаимодействие государства с НКО, которые работают в рамках взаимодействия с ВИЧ-положительными людьми, — продолжает Олег Гриднев. — Мы всегда говорим коллегам большое спасибо. Они формируют крайне необходимую цепочку «пациент — НКО — врач», не просто протягивая руки от врача к пациенту, но обеспечивая их крепкое рукопожатие. Это имеет принципиальное значение не только для приверженности пациентов лечению, но и для их мотивации на вакцинацию — пациенты с ВИЧ являются уязвимой группой в отношении инфицирования COVID-19.
Помимо этого, среди первоочередных на сегодня задач оказывается обеспечение всех пациентов с ВИЧ-инфекцией необходимой терапией, которая не только продлевает жизнь, но и повышает ее качество. Для этого важны контроль и профилактика на ранних этапах, а значит — раннее выявление. И здесь Россия может похвастаться успехами: даже несмотря на пандемию, уровень тестирования сохраняется в объеме до 25–27% от общего количества населения. А это, заявил Олег Гриднев, в несколько раз выше европейского уровня. В продолжение этой части дискуссии главный внештатный специалист по ВИЧ-инфекции Министерства здравоохранения РФ и Департамента здравоохранения Москвы, руководитель Московского центра СПИД Алексей Мазус подчеркнул, что Москва одной из первых вернулась на доковидный уровень диагностики, а по сравнению с прошлым годом проведено на 1 млн тестов больше.
— Два года пандемии заметно и негативно повлияли на ситуацию с выявляемостью ВИЧ в мире, — признает Мелита Вуйнович, представитель ВОЗ в России. — Хотя система здравоохранения в Европе по-прежнему позволяет дойти с лечением до всех, кому это нужно, положение дел с тестированием тревожное.
По данным свежего отчета ВОЗ, ВИЧ-положительные люди демонстрируют высокую уязвимость перед ковидом. Так, почти 25% ВИЧ-инфицированных, госпитализированных с коронавирусом, скончались. А риск тяжелого течения коронавируса у этой категории людей на 30% выше. Данная группа, по словам Мелиты Вуйнович, требует особого внимания.
Что такое неравенство
Также в отчетах ВОЗ и партнеров применительно к СПИДу нередко говорится о факторе неравенства, подчеркнула Вуйнович. Много внимания этому было уделено и в специальном заявлении Программы ООН по СПИДу (ЮНЭЙДС), приуроченном ко Всемирному дню борьбы со СПИДом. По мнению мирового научного и врачебного сообщества, такое объяснение может соотноситься с повесткой беднейших стран мира, однако не исчерпывает подходы к решению проблемы. «Тектонические сдвиги» на пути полного преодоления ВИЧ/СПИДа зависят от научных достижений, интенсивности международной научной кооперации и их корректной трансляции населению, для формирования настороженности в отношении инфицирования как основы самодисциплины каждого человека. Накануне 1 декабря, выступая на памятной встрече Генеральной ассамблеи ООН, один из ведущих мировых вирусологов Энтони Фаучи как раз подчеркнул, что именно особенности поведения людей и стратегия социальной коммуникации являются либо провоцирующими, либо тормозящими факторами развития эпидпроцессов как по ВИЧ-инфекции, так и по COVID-19.
По словам Алексея Мазуса, такой подход тесно перекликается с концептуальными положениями, заложенными в новую Госстратегию-2030. А в контексте столичного опыта специалист обратил внимание на то, что «московская модель» профилактики ВИЧ-инфекции много лет базируется ровно на этих принципах. В частности, в течение многих лет Москва направляла серьезные усилия на широкую профилактику ВИЧ среди молодежи — с точки зрения уверенных установок на здоровый образ жизни и ответственное поведение. И усилия окупились — эта возрастная категория почти не заражается вирусом иммунодефицита. В рамках стратегического курса на охрану детства и материнства эксперт также озвучил, что более чем в 99% случаев дети у ВИЧ-инфицированных матерей рождаются в Москве здоровыми, свободными от ВИЧ.
Раннее выявление
В целом российская столица сегодня — один из самых благополучных с точки зрения эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции мегаполисов мира, отметил Алексей Мазус.
— Продолжает регистрироваться уверенный тренд на снижение числа новых случаев ВИЧ-инфекции среди жителей города. По данным МГЦ СПИД, за 10 месяцев 2021 г.
этот показатель уменьшился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Все это служит важным индикатором уровня и качества оказания плановой медицинской помощи в столице, — прокомментировал главный специалист и добавил, что распространенность ВИЧ-инфекции в столице в полтора раза ниже, чем в остальных регионах страны, что является уникальным результатом для современного глобального здравоохранения.
И подобный образцовый опыт, как предусмотрено Госстратегией, должен передаваться в регионы — в особенности те, где ситуация требует особого внимания и усилий для корректировки. В том числе в приоритетном вопросе вакцинации ВИЧ-положительных пациентов от COVID-19.
Дело — вакцина
— В Москве вакцинацию прошли более 50% ВИЧ-положительных людей. В целом по стране уровень иммунизации инфицированных ВИЧ лиц должен быть значительно выше, чем сейчас, — говорит Алексей Мазус. — Делать прививку при наличии ВИЧ нужно обязательно. Сегодня есть четкий, унифицированный алгоритм ведения больных, есть рекомендации Минздрава о том, как вакцинировать. Увы, мешают слухи и мифы, тиражирующие идею о том, что вакцина якобы мало изучена.
— Более того, в начале 2020 года появились предварительные публикации, предполагающие, что люди с иммунодефицитом менее восприимчивы к ковиду, — уточнил руководитель лаборатории механизмов популяционной изменчивости патогенных микроорганизмов Центра им. Гамалеи Владимир Гущин. — Это оказалось не так, но ложная информация была уже вброшена в СМИ и нашла «благодарных слушателей».
— Благодаря работе, проделанной в Москве, мы видим, что вакцина действительно работает, и мы знаем, как обеспечить оптимальную защиту людям с разной степенью сохранности иммунитета при ВИЧ, — отметил эксперт. — Для некоторых нужна стандартная доза, для людей со сниженным иммунитетом — дополнительный бустер. Более широкая и активная вакцинация в когорте людей с ВИЧ нужна в том числе для минимизации вероятности того, что они станут резервуаром для дальнейшей эволюции коронавируса. Это крайне ответственно!
Что касается разработки вакцины от ВИЧ, она идет в том числе и в центре имени Гамалеи, подчеркнул Владимир Гущин. Есть много фундаментальных нерешенных моментов, связанных с изменчивостью вируса, которая, к слову, значительно превышает изменчивость текущего коронавируса. Эволюция внутри организма человека усложняет создание эффективной вакцины, признался эксперт. Тем не менее надежда на успешное создание вакцины именно в нашей стране есть — здесь большую помощь может оказать уже упомянутое сотрудничество с ведущими научными центрами разных стран и федеральный регистр ВИЧ, который дает бесценную информацию о терапии вируса в разных регионах и его «поведении».