«Магистраль» (такое название для реорганизованной системы наземного транспорта придумано было еще в 2016 году, когда появились маршруты с префиксом «м») вообще-то переформатируется по всему городу: юг и центр — только начало. Поэтому ситуацию на маршрутах и остановках от Таганки до Чертанова вскоре «распробуют» и пассажиры других округов.
Что, собственно, произошло? Одновременно и одномоментно была пересмотрена система автобусных маршрутов — раз; и решительно реформирована система нумерации этих же самых маршрутов — два. Оба действия — если вчитаться в объяснения Дептранса на его официальных каналах коммуникации — вполне логичны.
Сперва — о нумерации, которая поставила в тупик многие тысячи пассажиров. «Что за черт — подхожу к остановке и не могу понять, какой автобус куда едет?! — рассказывает о своих впечатлениях житель Чертанова Дмитрий П. — И все люди на остановке точно так же крутят головами, «втыкают» в сложную схему на павильоне и ничего не понимают. А понимать, куда что идет, — у нас очень важно: одни маршруты заворачивают к метро, другие проходят мимо».
Что по этому поводу говорят представители Дептранса? «Чтобы изменения были понятны пассажирам, мы разработали схемы маршрутов, которые теперь можно будет встретить на большинстве остановок, — отмечается на сайте ведомства. — Магистральные маршруты на схеме обозначены толстыми яркими линиями. Цвета выбирали так, чтобы они были разными у пересекающихся маршрутов: так их проще различать. Районные маршруты и социальные маршруты обозначены более тонкими линиями голубого и розового цветов соответственно. По таким схемам будет удобно ориентироваться без использования мобильных приложений, даже если вы в районе впервые».
Принцип переименования действительно логичен: как и заявлено было в 2016 году, маршруты «м» (и «е» — экспрессы) — магистральные, то есть с короткими интервалами, причем «м1 — м9» это диаметры, на которых можно доехать до центра, а «м» с двузначными номерами — тоже «магистральники», но вне центра. Далее автобусы «районные» (ходят почаще) и «социальные» (пореже) имеют трехзначные номера. А сам по себе номер — точнее, его первая цифра — указывает на сектор города (1 — Профсоюзная и Ленинский проспект, 2 — Кутузовский, 3 — Пресня и северо-запад, и так далее до 9 — Севастопольский проспект).
Да, но почему многие пассажиры узнали об этом только на остановке утром 22 ноября?..
— Редко какое явление затрагивает такой большой процент горожан, как общественный транспорт, — отмечает Александр Морозов, сопредседатель межрегионального общественного движения «Город и транспорт». — А между тем значительная часть пассажиров транспортом не интересуется и профильных новостей не читает. Они просто каждый день ездят, а отслеживать грядущие изменения совсем не обязаны. И вот эти люди приходят на остановку — а там все поменялось! Да, в конечном итоге всему городу с новой нумерацией будет удобнее — ведь можно будет попасть в другую часть Москвы и без всякого навигатора понять, какой автобус куда идет и с каким интервалом. Но ведь этого людям не сообщили, не подготовили — а «больно» им сделали уже сейчас.
О грядущих изменениях нужно было сообщать так же активно, как обычно сообщают о закрытии на ремонт станций метро и тому подобных вещах. А именно — голосовым информатором в метро (в данном случае — на станциях центра и юга Москвы) и в салоне каждого автобуса в этих округах. Постоянно, в течение не менее чем месяца. Там, где тепло и удобно. И проблема «проваленной коммуникации» с пассажирами была бы решена в зародыше.
...Но критикуют «Магистраль» (кстати — зайдите на сайт этого проекта и посмотрите, какие изменения ждут другие округа Москвы!) не только за плохое информирование. Исчезли некоторые привычные, удобные маршруты — например, 39 («Улица Расплетина» на Октябрьском Поле — «Никитские Ворота») или 64 («Песчаная площадь» — «Лужники»). Теперь по этим маршрутам можно проехать только с пересадкой. «При разработке мы использовали данные по скорости движения автобусов по улицам и оплате проезда», — отмечает старший аналитик Александр Тугунов, тот самый, голосом которого теперь постфактум анонсируют реформу в салонах транспорта.
«До 23.10.21 г. работал маршрут автобуса №4, который имел остановку «Улица Николаева» (при следовании к метро) и «Краснопресненская набережная» (при следовании от метро), — пишет в редакцию «МК» 79-летний житель Пресненского района Рафаил Резников. — С 23.10.21 г. введен маршрут М31, который не имеет этих остановок. Таким образом, людям, в том числе и пожилым, и инвалидам, и родителям с детьми, предлагается идти вверх (тут подъем) до остановки «Трехгорная мануфактура».
— Сложная и щекотливая тема, — признает Александр Морозов. — Да, есть люди, у которых был удобный маршрут, а его убрали. Но несправедливым на поверку является как раз то, что он был — когда-то созданный, уже не имеющий обоснования в виде пассажиропотока. Использовать общественный транспорт в режиме «такси», увы, мы не можем себе позволить.
По словам эксперта, оптимизация наземного транспорта произошла ради того, чтобы гарантировать каждому москвичу некий стандарт транспортной обеспеченности — в частности, остановка общественного транспорта должна быть не более чем в 500 м от подъезда. Но вот того, что сверх этой планки, — город не гарантирует. Возможно, было бы правильно теперь добиваться повышения стандартов — но это совершенно отдельная тема.