Сейчас, во время пандемии, людей в Покровском монастыре не так много, как раньше. Тем не менее очередь налицо при любой, даже слякотной погоде. Даже две очереди: одна в храм, к иконе Матронушки, а другая — непосредственно к мощам. Причем к иконе очередь обычно больше: у мощей нельзя задерживаться, поклонился-приложился — и проходи, а перед иконой можно оставаться столько, сколько нужно.
— Приехала из Екатеринбурга по делам, но у меня уже традиция — всегда захожу к Матронушке, — говорит 55-летняя учительница русского и литературы Анна. — В первый раз пришла сюда в 2005 году по совету подруги — у нас с мужем долго не было детей. Не знаю, как это работает, но чудо случилось: у меня через год родилась дочка! С тех пор каждый раз, когда бываю в Москве, сюда захожу — поклониться, поблагодарить.
Действительно, большинство стоящих в очереди — в любой сезон — это женщины, а просьбы у них часто семейного характера: у Матронушки просят суженого, мира и здоровья в семье, дарования детей. Для верующих неважно, что сама блаженная с рождения была слепа, а с 17 лет обезножела — так что «нормальной человеческой жизни» у нее не было, а была только духовная. Зато — какая: о даре целительства и прозорливости говорят многочисленные свидетели.
Матронушка — в отличие от других московских святых, например, Ефросиньи, жены Дмитрия Донского, — почти наша современница, полжизни прожила (в полуподполье, но постоянно принимая паломников и просителей) при советской власти. Поэтому свидетелей было действительно много — и сейчас уже не всегда разберешь, где правда, а где легенды. Прожившая несколько лет рядом с Матроной в качестве соседки по коммунальной квартире Зинаида Жданова написала популярную и по сей день книгу «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». В ней, со ссылкой на рассказы других людей, она рассказала даже, что в начале Великой Отечественной войны сам Сталин посетил старицу, которая предсказала вождю, чем война закончится, а может быть, и благословила.
И вот тут начинается зона споров и неоднозначности — как, впрочем, и со многими недавно канонизированными православными святыми. Информации слишком много, а вот абсолютно надежных сведений почти что и нет. Все подвергается сомнению. Например, день рождения, 22 ноября, как мы уже говорили, условный, настоящий неизвестен. Год рождения по разным источникам тоже разнится — от 1881 до 1885 года. Эпизод со Сталиным вообще ничем, кроме свидетельств через вторые руки, не доказан и историками считается маловероятным. Потому и книгу Ждановой стали считать апокрифом и в церковных лавках не продают — но при этом именно она стала самым известным житием святой...
И даже могил у Матронушки сразу две: одна на Даниловском кладбище, где старица была похоронена в 1952 году, а другая в Покровском монастыре, куда мощи торжественно перенесли в девяностых. Но только все это совершенно не важно: народ идет на обе могилы одинаково (на первую — взять «песочка с могилки», на вторую — собственно, поклониться мощам).
— В день может быть несколько тысяч паломников, особенно по праздникам, — рассказывает охранник, осматривающий посетителей (всё по канону массовых мероприятий: рамки, досмотр). — Чаще всего несут цветы, это уже традиция сложилась. Почти все пишут записки. На входе, за нашими рамками, постоянно цыгане просят милостыню, промысел такой. Если слишком надоедают людям — прогоняем…
Да, есть и третья, и четвертая очереди. Третья — в трапезную (тепло, чай и сбитень, постные пирожки — после длинной очереди то, что нужно), четвертая — к окошкам свечной лавки. Рядом — стоячие столики, как в старорежимной чебуречной, на них сразу несколько человек заполняют те самые записки. Это имена тех, кого просишь помянуть за службой или на молебне. Один листок — 50 рублей, вписать можно до 10 имен. Если по незнанию уместил на листочке целую дюжину — принимающая записки женщина простит. Но лучше, конечно, не наглеть.
— Меня попросили заказать Неусыпаемую Псалтирь по Евгении, — к окошку наклоняется молодой парень, явно нечасто выполняющий такие поручения. — И акафист Матронушке…
— А тут записки не нужны, имена пишем в специальную тетрадку, — женщина за ящиком сразу видит новичка и берет тетрадь с прилавка. — Давайте по порядку: фамилия?..
Требы, свечи, маленькие полусувениры-полуреликвии вроде освященного маслица от Матронушки — все это здесь устроено ровно так же, как в других крупных православных паломнических центрах: Троице-Сергиева или Псково-Печерская лавра, Дивеево, Оптина Пустынь… По сути, именно старица — еще в девяностые, когда ее прославление вызывало споры, — начала возрождать своим присутствием Покровский монастырь на Таганке, и существует он сейчас прежде всего именно как паломнический центр — и за счет паломников. Спорить о том, что в житии Матроны правда, а что нет, является ее почитание богословски правильным или слишком «народным» и суеверным… Нет, можно, конечно, спорить, почему нет. Вон и про крестителя Руси Владимира недавно фильм сняли, где подобные споры актуализировались.
Но нельзя отрицать, что именно в лице Матронушки Москва обрела свой — доступный для простого человека — православный «талисман». И с Ксенией Петербуржской они различаются примерно так же, как Москва с Питером: там — дама из высшего общества, довольно строгая, но готовая помочь людям, когда им это нужно, а здесь — простая крестьянская женщина, окруженная приметами, а когда и предрассудками, помогающая в простых житейских надобностях и сама — простая и доступная.