В следующем году реконструкция коснется Брюсова, Леонтьевского, Большого и Малого Гнездниковских переулков и Шведского тупика — они расположены между Тверской улицей, одноименным бульваром и Большой Никитской улицей. В проекте — как практически везде в рамках программ «Моя улица» и «Мой район» — заявлено расширение тротуаров для удобства пешеходов, создание парковочных «карманов» вместо выделенной для парковки правой полосы.
На проезжей части появятся выступы, которые водители уже успели прозвать «зубами», и другие средства успокоения трафика. Аналогичные перемены ожидают и улицы вблизи Новорязанской и Казанского вокзала: напомним, вскоре здания троллейбусного и грузового парков на этой улице превратятся, соответственно, в фуд-молл и Музей транспорта.
Цель подобных приемов, которые можно уже назвать типичными для Москвы последних лет, — это делается для снижения скорости автомобильного потока, чтобы сделать его в любом случае безопасным для пешеходов. Разные элементы этого подхода практикуются во многих городах мира, считается, что это заметно снижает аварийность, травматизм и смертность на улицах в результате ДТП.
— В центре города имеет прямой смысл успокаивать трафик, — поясняет эксперт Александр Шумский. — Мы видим, что уже сейчас город начинает сбавлять скорость до 50 км/ч внутри Бульварного кольца и 30 км/ч на отдельных улицах. Чтобы обеспечить соблюдение этих ограничений, применяются либо камеры видеофиксации, либо успокоение трафика мерами организации дорожного движения. Именно это запланировано сделать при реконструкции улиц: сужение проезжей части, искусственные неровности, покрытия типа брусчатки, светофорные объекты, новые пешеходные переходы, уменьшение радиусов поворотов.
По словам Шумского, такие меры оправданны на улицах центра и в спальных районах — на малых улицах большинство участников дорожного движения — до 80% — составляют пешеходы и пассажиры общественного транспорта. Здесь могут встретиться дети, здесь расположены порой питейные заведения, то есть риск наезда автомобиля на пешехода. Достичь нулевой смертности, подчеркивает эксперт, можно только снизив скорость до безопасной для пешехода.
Реакция автомобилистов на такие меры предсказуема. «Такими мерами провоцируется отказ от личного автомобиля, — констатирует Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. — А между тем очень и очень многие автомобилисты настроены радикально: мы от машины не откажемся ни при каких условиях, здесь на дорогах и умрем. Нет и не может быть искусственного создания условий, при котором убежденные автолюбители откажутся от машин, — люди будут стоять в пробках, платить, но держаться за право ехать в своем пространстве».
И если такая реакция, скорее всего, была просчитана, то на пешеходов у города главная надежда: им-то расширенные тротуары должны понравиться! Но и здесь выходит странно — недовольные есть и в их лагере. По словам главы Союза пешеходов России Владимира Соколова, люди не чувствуют себя в безопасности и на широких тротуарах. Все дело в том, что одновременно с их расширением идет развитие сети проката велосипедов и особенно электросамокатов (кикшеринга).
— Недавно на Большой Никитской улице было введено движение электросамокатов — сделали разметку, повесили знаки, — рассказал Соколов. — Оказалось, что для пешеходов оставили всего полтора метра, тогда как для велосипедов и электросамокатов — 2,5 метра. Больше того, когда эту разметку сделали, оказалось, что столики летних кафе «конфликтуют» с потоком пешеходов и колесных средств. Один бизнес «наезжает» на другой.
По мнению Владимира Соколова, решение проблемы сосуществования всех участников дорожного движения на городских улицах скорее в снижении скорости до тех самых 30 км/ч, когда все колесные средства могли бы с комфортом соседствовать на широкой проезжей части.
Интересно, что и для города в принципе этот путь может быть выгоднее: ведь «заужайзинг» сокращает количество парковочных мест на реконструируемых переулках. А они там максимально дорогие — как и во всем центре, 380 рублей в час.