- Главная причина такого заявления - не в самих мигрантах, а в намерении провести комплексное техническое перевооружение с целью уменьшения числа рабочих рук, - полагает Юрий Московский, председатель комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при правительстве Москвы. - Это позволяет не зависеть от конъюнктуры на рынке труда, тем более что в ближайшее время предстоит масштабный рывок в дорожном и жилищном строительстве - «квартиризация» всей России. Для этого есть деньги, но мало рабочих рук.
По словам эксперта, проект технического перевооружения является крайне дорогостоящим, к тому же сокращает общее количество рабочих мест в стране - именно поэтому требуется его политическое обоснование. Эту проблему и решает обращение к стереотипам о мигрантах.
- Многие из наших соотечественников настолько сильно хотели бы видеть на улицах меньше мигрантов, что готовы смириться с общим сокращением рабочих мест, - отмечает Московский. - Впрочем, процесс перевооружения займет не один год, так что ситуация будет меняться плавно.
Интересно, что заявление раскрывает подробности об истинном числе мигрантов на московских стройках - их, по словам эксперта, далеко не «миллионы», как принято думать. Сейчас работают около 40 тысяч, до пандемии эта цифра была примерно втрое больше. Впечатление о том, что «они повсюду», создается только за счет того, что они бросаются в глаза.
- То, что о таком сокращении заявил именно строители, а не розничная торговля, общепит или доставка, отражает специфику этого сектора занятости, - пояснил Юрий Московский. - В строительстве задействованы люди с наименьшим знанием русского языка - в частности, это чаще других выходцы из Узбекистана, именно в этой республике степень владения русским языком по ряду причин оказалась ниже, чем у соседей — Кыргызстана и Таджикистана.
Тем не менее принципиального дефицита рабочей силы в бывшем СССР в отличие от отдельно взятой России нет, уверен эксперт. Ежегодно в трудоспособный возраст в Средней Азии вступает порядка миллиона человек. И даже если часть потока этих людей будет перенаправляться в Турцию - этот рынок сейчас также весьма перспективный для занятости - на Россию еще останется.
- Действительно, осенью этого года нам пришлось индексировать зарплаты строителям, к примеру, зарплата бетонщика-арматурщика выросла с 40 до 60 тысяч рублей, - рассказали «МК» в одной из крупных столичных строительных компаний. - При этом индексацию пришлось провести «задним числом» - не только новым, но и ранее нанятым рабочим. Мы уже сталкивались с тем, что мигранты хорошо умеют проводить самые настоящие забастовки, то есть просто не выходят на работу, если что-то не так.
- Отказаться от мигрантов можно, просто перестав их нанимать. И предложив работу на московских стройках другим людям - например, из регионов России. Вообще, ведь россияне постоянно едут на заработки в Москву. Кто-то устраивается на постоянную работу, кто-то трудится вахтовым методом. Но поедут ли жители наших регионов массово именно на московские стройки - при нынешних-то зарплатах, - это вопрос исследовательский, - рассуждает доцент Российской экономической школы Татьяна Михайлова.
23-летний Изат, выходец из Узбекистана, недавно радикально сменил профиль деятельности. Начав с разнорабочего на стройке, он быстро дорос до отделочника в частной бригаде по ремонту квартир, а в этом году приобрел еще одну специальность - работает таксистом-доставщиком. Работа по тарифу «Доставка» не требует от водителей ни хорошего знания русского языка, ни (это главное!) свежего автомобиля - Изат работает на собственной 20-летней праворульной «Мазде», развозя посылки по городу, и его это устраивает. Тем более, что ездит чаще всего он не один - рядом, чтобы не было скучно и можно было при желании поменяться «в руле», сидит двоюродный брат.
- Стройка - тяжелая работа, платят не так много, живешь очень плохо, в бытовке, - рассказывает Изат. - Отношение на стройке было, как к тараканам, сколько бы ни платили - человека не уважают. В бригаде лучше: от бригадира можно уйти, если что не так, а хозяин квартиры тебя в лицо знает, здоровается. В такси еще лучше - начальника вообще нет, привез, увез, здравствуй, до свиданья.
- Я считаю инициативу властей по повышению производительности труда и улучшению условий работы людей долгожданной, более того - чрезмерно запоздавшей, - сообщил "МК" председатель профсоюза трудящихся мигрантов России Ренат Каримов. - Подвергнуть ревизии нужно не только сферу строительства, но и другие области производства с явным переизбытком рабочей силы. И мы готовы сами участвовать в этом деле.
- Вы сказали о переизбытке? Но ведь по расчетам городской администрации на тех же стройках остро не хватает работников...
- При современной организации труда, когда рабочие поднимают грузы на десятый этаж на своих плечах, когда отсутствует механизация - да, не хватает. Если будут подъемники - справятся и таким составом, и даже меньшим. А получать станут больше. Власти хотят начать с реорганизации образования, чтобы повысить квалификацию строителей. И это правильно.
Сокращать количество занятых на стройках можно прежде всего за счет роста норм выработки, рассказал сотрудник девелопера. Иными словами, строителям предлагают взять больший, чем раньше, объем работ за пропорционально большую зарплату. На такую схему соглашаются, как правило, посменно занятые строители и разнорабочие. А вот операторы техники (крановщики, водители самосвалов) часто не имеют возможности повысить производительность труда за счет роста количества рабочих часов: их смены и без того достаточно длительные, а правила безопасности в ряде случаев (как для водителей) не допускают переработок.
Возможность сокращения квот на мигрантов не рассматривается, рассказал собеседник «МК». Повышение производительности труда ведется, но высвободившиеся резервы рабочей силы будут направлены на другие объекты.